Трудности выявления и анализа соотношения политики и государственного управления, помимо объективной сложности предмета, обусловлены многозначностью терминов, что имеет целый ряд причин, из которых здесь укажем особо на две. Первая причина — распространенность функциональных, рабочих определений понятий или интерпретации их содержания для частных задач исследования отдельных проявлений политической власти и государственного управления. Другим основанием многозначности понятий в современном обществознании является использование различных методологических подходов исследования.
В специальной литературе представлены следующие основные интерпретации содержания понятия политической власти:
- волевое отношение побуждения, насилия;
- деятельность субъектов этого отношения;
- совокупность субъектов этого отношения-деятельности;
- процесс реализации функций власти;
- совокупность (система) институтов власти, нормативно оформленных (не всегда и не только в законе и праве) субъектов политической власти и механизмов их действия;
- технология реализации функций политической власти (принципы, методы, приемы, средства).
Выделяют следующие существенные свойства политической власти:
- универсальность ее как начала, условия и средства жизни общества;
- способность проникать во все сферы и виды социальных отношений;
- способность функционировать на всех уровнях социальной системы, устанавливать и воспроизводить иерархичность;
- полисубъектность;
- многообразие материальных и духовных форм;
- многообразие персонифицированных и безличных форм;
- принимать различный социальный масштаб;
- полифункциональность;
- институционализированный характер;
- многообразие степеней формализации, институционализации и легализации;
- многообразие средств осуществления.
Понятно, что состав приведенных интерпретаций и свойств политической власти является неполным и открытым. Интересно то, что сами способы толкования содержания понятия «государственное управление» имеют много общего с приведенными трактовками политической власти.
Основные позиции по вопросу о сущности государственного управления сводятся к следующим:
- отождествление всех проявлений государственной власти (государственно-властной деятельности, воздействия) по отношению к обществу и государственного управления [Козлов Ю.М., 72, 73; Курашвили Б.П., 6; Атаманчук Г.В., 24, 89];
- отождествление исполнительной власти как вида государственной власти (иногда с оговорками на исполнительно-распорядительную деятельность ее органов и других субъектов государственной власти) и государственного управления [Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., 7, 8, 14—16, 18, 19];
- интерпретация государственного управления как одного из механизмов государственной власти «с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению интересов населения и его различных групп...» [Г.Л. Купряшин, А.И. Соловьев, 5];
- государственное управление рассматривается как одна из властных структур — «особая структура (вероятно, в значении "совокупность" — В.М.) органов и учреждений, осуществляющих властные функции» — функции реализации политики — функции организации, планирования, координации, анализа, контроля и другие [Пикулькин А.В., 9, 14];
- государственное (муниципальное) управление — «система, в которой реализуются функции Г. и М.У. и которая включает: государственных (муниципальных) служащих, специалистов, объединенных в органы государственной власти и управления (самоуправления); использующих комплекс методов и средств управленческого воздействия и государственного регулирования; связи между органами власти и управления (самоуправления), объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами власти и управления для достижения целей государства» [Государственное и муниципальное управление: Справочник, 380];
- «административно-государственная деятельность» как «процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации», в том числе администраторами службы всех ветвей власти; «осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз», т.е. как часть политического процесса [И.А.Василенко, 19, 29];
- государственное управление как деятельность всех уровней органов исполнительной власти и учрежденных их высшими органами и законодательными органами независимых подразделений на всех уровнях их организации [Herbert A. Simon, Donald W. Smithburg, Victor A. Thompson. P. 3, 7];
- «государственное управление является использованием управленческих, политических и правовых теорий и процессов применения законодательных, исполнительных и судебных правительственных полномочий для обеспечения функций регулирования и обслуживания как общества в целом, так и отдельных его сегментов» [David Н. Rosenbloom, Deborah D. Goldman. P. 4-7];
- «деятельность, заключающаяся в разработке и реализации политики правительственных и иных государственных органов, а также управление организациями и людьми, так или иначе вовлеченными в этот процесс» [Фрэнк Марини, 138].