Деятельность внешнеполитических и военных органов государственного управления направлена прежде всего на предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в сфере межгосударственных отношений. Во внутриполитической деятельности государственная политика в первую очередь направлена:
- на формирование правопорядка и стабильной политической системы в стране;
- укрепление правовой основы конституционного строя и формирования на этой базе правосознания граждан страны, здорового экономического, социально-психологического и нравственного климата в обществе;
- создание механизма цивилизованного политического диалога между различными субъектами политики для предотвращения политических и социальных кризисов.
Органам государственной власти любой страны в процессе своей деятельности приходится вести целенаправленную работу по предотвращению и разрешению неминуемо возникающих в процессе общественного развития конфликтов. Особое внимание уделяется социальным конфликтам, выражающим осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребностей, интересов и являющиеся следствием нарастания напряженности в обществе. Чаще всего это нерешенность политических проблем, высокий уровень преступности, безработицы и т. д.
Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешаемых противоречий. При определенных обстоятельствах конфликтная ситуация обостряется кризисным состоянием или перерастает в чрезвычайную с применением оружия (вооруженный конфликт).
Конфликт от зарождения до разрешения имеет несколько стадий. На всех стадиях социального конфликта задача органа управления заключается в выявлении порога, за пределами которого вероятность конфликта возрастает, вмешательстве на предконфликтной стадии для его разрешения в конструктивном направлении. Для разрешения конфликтов используется широкий спектр методов: от юридической и судебной помощи до стачек, забастовок и вооруженных выступлений. При этом первостепенную роль в конфликте часто играют именно органы государственной власти, выступая в качестве посредника между противоборствующими сторонами.
В зависимости от охвата территории конфликты могут быть локальными, региональными и национальными. В принципе, возникновение чрезвычайных общественных ситуаций прогнозируется достаточно легко, поскольку они вызревают постепенно, по мере накопления неразрешенных противоречий. Особо благоприятной средой для них является кризисное переходное состояние общества.
Перечень мер по устранению чрезвычайных общественных ситуаций достаточно стандартен, но сложно реализуем. Это:
- сокращение имущественной дифференциации населения для обеспечения относительного баланса социальных интересов;
- предотвращение дальнейшего деформирования структуры экономики;
- предотвращение роста неравномерности социально-экономического развития регионов;
- выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.
В период проведения экономических реформ особенно широкое поле для конфликтов возникает в области социально-трудовых отношений.
Особое внимание на нынешнем этапе развития необходимо уделять разработке и реализации политики в сфере национальных отношений. Под национальными отношениями мы понимаем отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Главный вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия или подчинения, вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов, о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой - это вопрос об отношениях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сосуществования и добрососедства, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.
Этнические процессы проявляются повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в «постиндустриальном обществе», вызван неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и национальной самобытности. Быстро растут национальное самосознание и национализм. Ученые назвали этот феномен «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности». Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В российской политологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Хештер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникновения этнополитической напряженности:
- конфликтогенная по своей природе объективная обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;
- осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения;
- формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на «внутренний колониализм» центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.
В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроечный период.
Можно назвать также и ситуационные источники этнополитических конфликтов:
- внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;
- историческое наследие межэтнических отношений;
- внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
- экономическая ситуация;
- уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.
Базовые принципы и пути решения этнополитических конфликтов со стороны органов государственной власти могут быть подразделены на три основные категории:
- оперативные решения - связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т. д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.);
- тактические решения - направлены на координацию уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического давления на их участников или посредством урегулирования переговорного процесса;
- стратегические решения - ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Важное место в государственном управлении занимает система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь (или уже повлекли) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Цели и задачи мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Соответственно, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; •прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; •ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.