Этапы разработки гипотезы

Гипотеза — это процесс развития мысли. Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным, поскольку разработки гипотезы зависят от своеобразия практической деятельности, от специфики рассматриваемой проблемы. Тем не менее можно определить общие границы этапов, которые проходит мыслительный процесс в гипотезе.

Основные этапы разработки гипотезы:

  1. Выдвижение гипотезы.
  2. Развитие гипотезы.
  3. Проверка гипотезы.

Рассмотрим подробнее содержание и особенности каждого этапа.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных фактов высказывается предположение, что представляет собой исследуемое явление, т. е. формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии. Выдвижение предположения составляет основное содержание гипотезы.

Предположение — это ответ на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Оно является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и практическая деятельность. Так, при выдвижении гипотезы потребительского выбора делается предположение: люди могут ранжировать альтернативные комбинации товаров в таком порядке, который отражает их предпочтения. Как видно из примера, предположение в гипотезе — это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны — это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти все исследование. Гипотеза позволяет не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание. Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • предположение не должно быть логически противоречивым;
  • предположение должно быть принципиально проверяемым. Различают два рода проверяемости — практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если не в ближайшее время, то когда-нибудь);
  • предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено. Если уже на этапе формирования гипотезы факты вступают в противоречие с предположением, следует прибегнуть к иной формулировке;
  • предположение должно объяснять возможно более широкий круг явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее оптимальную.

Умозаключение, в котором формируется основное предположение гипотезы, может строиться в форме аналогии, неполной индукции, вероятностного силлогизма в трех, как минимум, его вариантах:

  • с нарушением хотя бы одного из правил категорического силлогизма;
  • с использованием хотя бы одной посылки, являющейся суждением проблематическим;
  • с допущением этих обоих обстоятельств.

Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в связи с построением гипотезы — значит, выделять лишь центральное и конечное звено в целом сложного логического построения.

Развитие гипотезы связано с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями — звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.

Логические следствия — это мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи. Так, для развития гипотезы о том, как факторы, изменяющие либо спрос, либо предложение, воздействуют на равновесные рыночные цены и количество товаров, применяется сравнительный статистический анализ спроса и предложения. Данный вид анализа — один из путей использования гипотезы для прогнозирования будущих или объяснения предшествующих событий.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями практики, и в основном практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы также используются и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный.

Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в связи с построением гипотезы — значит, выделять лишь центральное и конечное звено в целом сложного логического построения.

Развитие гипотезы связано с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями — звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.

Логические следствия — это мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи. Так, для развития гипотезы о том, как факторы, изменяющие либо спрос, либо предложение, воздействуют на равновесные рыночные цены и количество товаров, применяется сравнительный статистический анализ спроса и предложения. Данный вид анализа — один из путей использования гипотезы для прогнозирования будущих или объяснения предшествующих событий.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями практики, и в основном практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы также используются и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный.


Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы. Сущность этого способа в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания подтверждаются практикой наблюдения за экономическими явлениями.

Логическое подтверждение (опровержение) протекает опосредованно, так как познаются явления, имевшие место в прошлом или существующие в настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному восприятию, или которые возникнут в будущем.

Основные пути этого способа проверки гипотезы: индуктивное, все более полное подтверждение гипотезы или выведение из нее следствий аргументами, включающими указание на факты и законы; дедуктивное выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений; демонстрация эвристической, предсказательной силы гипотезы, когда с ее помощью правильно объясняется широкий круг реальных и возможных явлений.

Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обоснования может осуществляться в форме прямого или косвенного подтверждения (опровержения).

Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает подтверждением или опровержением выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами.

Логический процесс выведения следствий из выдвинутого предположения и обоснования истинности или ложности гипотезы осуществляется очень часто в форме условно-категорического умозаключения. Например, из предполагаемой причины А выводят следствие В. Логически это выражается в таком суждении: “Если есть А, то есть В”. Затем следствие В проверяют на практике, действительно ли оно существует. Если следствие В в действительности не существует и существовать не может, то по правилам условно-категорического умозаключения от отсутствия следствия приходят к выводу, что и предполагаемая причина А также не существует, т. е. к достоверному заключению о ложности выдвинутой гипотезы. Помимо условно-категорических умозаключений используются также категорический силлогизм и другие виды умозаключения.

Другой вид логического доказывания гипотезы — ее косвенное подтверждение (опровержение) — используется, когда существует несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление.

Косвенное доказательство протекает опровержением и исключением всех ложных предположений, на основании чего утверждают о достоверности единственного оставшегося предположения. Вывод при этом протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если: построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление; в процессе проверки гипотез опровергнуты (подтверждены) все ложные (истинные) предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.

Таким образом, разработка и применение гипотезы играют большую роль в познании сложных и противоречивых экономических явлений и процессов.

Ключевые слова: Гипотеза
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Сущность и логическая структура гипотезы
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Виды гипотез
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Что такое гипотеза?
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Рабочие и научные гипотезы
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий