Доверие к миру

Согласно Э. Эриксону, доверие к миру есть база, которая формируется одновременно с другой фундаментальной установкой, направленной на доверие к себе. Другими словами, с одной стороны, доверие направлено на мир, а с другой — на себя.

Т. П. Скрипкина сформулировала ряд концептуальных положений, относящихся к феномену «доверие к миру».

Поскольку толерантность связана со свободами личности и ее волеизъявлениями, то базовая установка личности на доверие к миру, генетически связанная с фундаментальным чувством безопасности, является одним из важнейших условий формирования установок толерантного сознания.

Доверие к миру — установка двухполюсная, связанная, с одной стороны, с ценностным отношением к различным сторонам или фрагментам мира, в том числе и к другим людям, нормам культуры, традициям и т. п., а с другой — это установка, связанная с ценностным отношением личности к себе самому как суверенному субъекту активности.

Доверие, понимаемое как двухполюсная установка-отношение, выступает средством, способом гармонизации отношений человека с разнообразным миром и одновременно с самим собой. Доверие выступает как универсальный императив культуры, именно оно является механизмом и проводником концепции «культуры мира», основываясь на позитивном понимании мира, сочетании ценностных установок людей с учетом их различных культурно-исторических идентификаций, традиций, паттернов поведения и образов жизни.

Отношение, основанное на доверии к миру и одновременно к самому себе, позволяет личности быть целостной, устойчивой и при этом принимать мир таким, каков он есть, во всем его многообразии. Такая установка позволяет человеку безбоязненно вступать во взаимодействие с различными фрагментами или сторонами мира, принимать его позитивно и при этом одновременно сохранять устойчивость и целостность личности при негативных воздействиях, исходящих из различных частей или фрагментов этого мира.

Доверие к миру выступает одним из механизмов формирования установок толерантного сознания, направленных на изменение глубинных ценностно-смысловых структур сознания человека, связанных с этикой принятия инаковости в самом широком смысле слова.

Доверие к миру как базовая ценностно-смысловая установка личности выполняет в жизни человека фундаментальные функции и является одним из механизмов социализации личности.

Доверие к миру, пишет Т. П. Скрипкина, является еще и защитой себя от себя самого, от сложностей собственного внутреннего мира. Вместо того чтобы вырабатывать собственное отношение к объектам внешнего мира, отрефлексированное нашей личностью, куда как проще адаптироваться к внешнему, довериться ему, не усложнять жизнь. В этом смысле доверие и недоверие следует рассматривать в ряду защитных механизмов психики, которые психотерапевты и психоаналитики стали рассматривать как надприродные, т. е. выработанные в ходе жизненной практики, функциональные органы индивидуальности.

Э. Эриксон отмечает, что раннее недоверие к миру сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма. По его мнению, «радикальное ухудшение базового доверия и преобладание базового недоверия выражается, в частности, в резком отчуждении, которое характеризует индивидов как "уходящих в себя", когда они не ладят с собой или с другими».

По данным И. В. Терелянской (2010), у подростков с высокой и средней степенью социальной креативности наблюдается самый высокий уровень доверия к миру (100 и 90,9% соответственно), а у подростков с низкой социальной креативностью — 66,7%.

Источник: 
Ильин Е. П., Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил.
Темы: