Дети и подростки в экстремальных и кризисных ситуациях

Печальные реалии XXI в. свидетельствуют о том, что катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, терроризм, насилие становятся почти привычной составляющей жизни современного человека как в нашей стране, так и во всем мире. За последние 20 лет количество чрезвычайных ситуаций в мире возросло практически в 2 раза. Оказаться в зоне техногенных и природных катастроф, стать свидетелями военных действий, столкнуться со злой волей террористов, влиться в поток беженцев или оказаться в чужой стране в условиях этнического противостояния могут и взрослые, и дети. Врачи и психологи, работавшие с людьми, оказавшимися в зоне природных и техногенных катастроф, пожаров, вооруженных действий, террористических актов, говорят о том, что в 20-25 % случаев в роли пострадавших оказываются дети.

Дети и подростки в своей жизни могут сталкиваться с событиями, менее масштабными, чем войны и террористические акты, но при этом имеющими выраженное негативное значение для их психического развития и психологического благополучия. Такими событиями для человека, незрелого в физическом, интеллектуальном и личностном отношении, могут стать физические травмы, тяжелые соматические заболевания, длительные или часто повторяющиеся госпитализации, хирургические вмешательства, потери близких, в первую очередь родителей, резкие изменения семейного статуса.

Проблемой современного общества стало насилие над ребенком, в том числе насилие в школе и домашнее насилие. Об этом свидетельствуют данные аналитического центра Госдумы России, согласно которым 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях: ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, каждый год около 2 тыс. детей пытаются покончить с собой из-за надругательства над ними в семье, более 50 тыс. детей (в течение года) уходят из дома. Проблемой современного общества стало особо тяжкое и разрушительное для личности ребенка сексуальное насилие над детьми. По подсчетам благотворительного фонда «Защита детей от насилия», сексуальным посягательствам в нашей стране ежегодно подвергается более 60 тыс. детей.

Таким образом, дети, как и взрослые, могут оказаться в ситуациях, обладающих мощным негативным воздействием. Такие ситуации в детском и подростковом возрасте представляют собой факторы риска для психического и физического здоровья, психологического и социального благополучия, гармоничного личностного и интеллектуального развития.

Анализ трудных жизненных ситуаций в детском или подростковом возрасте возможен с позиций внешнего наблюдателя и с позиций внутренней реальности.

В детской психиатрии по внешним критериям (по интенсивности и времени воздействия) выделяют следующие трудные ситуации потенциально психотравмирующего свойства (Ковалев В. В., 1979):

  1. внезапные, шоковые ситуации, отличающиеся большой силой и угрожающие жизни, здоровью или благополучию ребенка или его близким;
  2. ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые;
  3. хронически действующие психотравмирующие ситуации;
  4. ситуации эмоциональной депривации.

В зависимости от источника и масштаба их воздействия на психическое и психосоматическое здоровье детского населения выделяют следующие типы психотравмирующих ситуаций (Исаев Д. Н., 2004).

  1. Глобальные — войны, экологические катастрофы, природные бедствия (землетрясения, наводнения), промышленные катастрофы (взрывы, пожары), террористические акты.
  2. Национальная и этническая вражда, экономические контрасты, культурные противостояния.
  3. Миграция, отрыв от родной среды, утрата социального статуса.
  4. Боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны соседей.
  5. Поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности освоения знаний, атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.
  6. Пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории.
  7. Изолированность семьи от ближайшего окружения.
  8. Неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей.
  9. Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.
  10. Воспитание психически больным или неполноценным родителем.
  11. Межличностные — антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.
  12. Личностные — переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.

С учетом возрастного фактора Д. Н. Исаев (1996) предлагает следующую классификацию психотравмирующих ситуаций.

А.    Ранний и дошкольный возраст:

1)    отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • не обеспечивающая надзора и ухода семья;
  • утрата или болезнь близкого человека;
  • дисгармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная);
  • чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперпротекция);
  • появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или смена его типа;
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);

2)    беззащитность из-за отрыва от семьи:

  • помещение в чужую семью;
  • направление в детское учреждение;
  • госпитализация.

Б. Школьный возраст (помимо ситуаций упомянутых выше):

  • невозможность соответствовать ожиданиям семьи;
  • переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;
  • неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;
  • невозможность справляться с учебной нагрузкой;
  • враждебное отношение родителей, педагогов;
  • отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
  • ситуация, опасная для здоровья, соматическое заболевание;
  • заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

Данные классификации можно соотнести с биоэкологической моделью развития Ури Бронфенбреннера. По мнению У Бронфенбрен-нера (Bronfenbrenner W, 1979), социокультурная среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема. Микросистема имеет отношение к взаимодействию ребенка и его ближайшего окружения — семья, детский сад, школа, группа сверстников. Мезо-система образуется взаимосвязями нескольких микросистем, например формальные или неформальные взаимосвязи между семьей и школой. Экзосистема — общественные структуры, которые не имеют непосредственного отношения к ребенку, но оказывают на него влияние. Например, место работы родителей или местные органы здравоохранения. Макросистема — ценности, законы традиции той культуры, в которой живет ребенок (Крайг Г., Бокум Д., 2005).

Девочке 12 лет, росла и развивалась по возрасту, посещала школу, училась удовлетворительно, дисциплину не нарушала. Школьная характеристика положительная. Учителя отмечают спокойный характер девочки, такие качества, как исполнительность, общительность, стремление заботиться о младшем брате. Девочка воспитывалась в неблагополучной семье, где место отца занял отчим. Отчим часто пил, скандалил, заставлял пить мать, выгонял ее из дома. Когда девочке было 11 лет, в семье произошли трагические события — умерла мать. После смерти матери девочка взяла на себя все хлопоты по хозяйству, заботилась о младшем брате. На третий день после похорон матери пьяный отчим совершил с девочкой сексуальные действия в извращенной форме, при этом угрожал ей физической расправой в случае, если она не будет выполнять его приказания или кому-нибудь расскажет о происходящем, для убедительности толкал ее ножом в спину, кричал. Сексуальное насилие отчим над падчерицей осуществлял в течение семи месяцев, до тех пор, пока девочка от отчаяния и безысходности не рассказала обо всем подруге. Было возбуждено уголовное дело, проведена психолого-психиатрическая экспертиза, которая подтвердила факт сексуального насилия над несовершеннолетней в семье.

С позиций внутренней реальности анализ трудных жизненных ситуаций предполагает анализ особенностей внутреннего (жизненного) мира человека.

Ф. Е. Василюк предложил классификацию жизненных миров, опираясь на которую возможно определить степень трудности той или другой ситуации для человека (Василюк Ф. Е., 1984).

Анализ жизненного мира предполагает рассмотрение двух аспектов:

  1. каким воспринимает человек внешний мир — легким или трудным,
  2. каким воспринимает человек внутренний мир — простым или сложным.

Под легкостью подразумевается возможность удовлетворения всех актуальных потребностей человека, под трудностью — отсутствие такой возможности. Под простотой внутреннего мира подразумевается наличие только одного отношения, мотива; под сложностью — наличие нескольких, вступающих в противоречие отношений или мотивов. В соответствии с критериями «легкость — трудность», «простота — сложность» Ф. Е. Василюк выделяет 4 типа жизненного мира человека.

  1. Внутренне простой и внешне легкий (инфантильный) мир. Жизнь существа подчинена принципу удовольствия: связана с удовлетворением витальных потребностей. Ситуация воспринимается как трудная при малейшей боли или отсутствии возможности в удовлетворении актуализированной потребности.
  2. Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) мир. В этом случае элементарные потребности удовлетворяются с помощью предметной деятельности, «оснащенной» психикой. Успешное осуществление деятельности в этом случае возможно только при наличии механизмов контроля, регулирующих аффективные реакции во время отсрочек в удовлетворении потребности. При этом необходим учет реальной ситуации.
  3. Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир. Внутренне сложный мир предполагает наличие различных жизненных отношений, нуждающихся в сопряжении и согласованности для сохранения целостности сознания. Обеспечение такой целостности невозможно без построения иерархии ценностей и выделения наиболее важных жизненных отношений.
  4. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) мир. Главная задача такого мира — решение идеальной задачи, связанной с надситуативным замыслом своей жизни в целом, не имеющей готового решения. Решение такой задачи возможно только в случае опоры на наиболее сложный орган жизнедеятельности — волю.

У людей, принадлежащих к разным жизненным мирам, разные по силе ситуации могут восприниматься как ситуации одинаковой степени сложности, и наоборот. Ситуации одной сложности могут вызывать различные трудности у человека. Наиболее хрупки и уязвимы представители легкого и простого мира. Для инфантильного существа всякая жизненная трудность становится неразрешимой проблемой. Удельный вес инфантильной установки в жизненном мире зависит от следующих факторов:

  • а)    возраст,
  • б)    конституционально-характерологические особенности,
  • в) текущее психофизиологическое состояние.

У детей в силу их возрастных особенностей инфантильные установки в восприятии жизни, как правило, преобладают, что является дополнительным фактором, определяющим их повышенную уязвимость к жизненным трудностям по сравнению со взрослыми. Причем чем младше ребенок, тем более трудной и непреодолимой может оказаться для него любая жизненная ситуация. Дети и подростки отличаются от взрослых и в их отношении к ситуациям, обладающим разрушительным, травматическим потенциалом. Для того чтобы преодолеть негативный опыт, разрушительные последствия экстраординарных ситуаций требуются сверхусилия, полная мобилизация внутренних и внешних сил человека. У ребенка или подростка внутренних ресурсов для преодоления негативных последствий таких ситуаций часто оказывается недостаточно. Актуальный уровень развития психики ребенка не позволяет эффективно ответить на вызовы, которые делает жизнь. В исследованиях отечественных авторов отмечается, что общие представления о причинах, особенностях переживания травматических ситуаций в детском и подростковом возрасте описываются с преимущественной опорой на исследования взрослых людей. В то же время существуют специфические для детского возраста особенности переживания и преодоления травматических ситуаций. К таким специфическим чертам детского населения, отличающим его от взрослого контингента в условиях травматических ситуаций, можно отнести:

  1. недостаточность физических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных ресурсов ребенка,
  2. повышенную уязвимость психики ребенка,
  3. повышенную зависимость ребенка от взрослого человека.

Специфические особенности детей и подростков можно описать в терминах жизнестойкости и уязвимости, имеющих отношения к проблеме развития ребенка в осложненных условиях (Регуш Л. А., 2006).

Жизнестойкость — система психических качеств (ресурс человека), способствующих позитивному психическому развитию несмотря на краткосрочные или хронические, внешние или внутренние препятствия.

Описывают следующие формы проявления жизнестойкости у детей и подростков:

  • полное нивелирование отклонений в развитии после пережитого травматического события;
  • возвращение к прежнему состоянию с признаками роста в ситуации пережитого горя;
  • адаптация, способствующая позитивному развитию в условиях хронической психотравматизации.

Проявление феномена жизнестойкости связано с действием так называемых поддерживающих факторов.

Поддерживающие факторы — это взрослые или дети, организации, социальные институты, события, которые способствуют нормальному психическому развитию вопреки факторам риска.

Начилие зависимости ребенка от взрослого может выступать в роли поддерживающего фактора, если взрослый проявляет заботу и внимание по отношению к ребенку в опасной для него ситуации. Иначе, например при нарушении детско-родительских отношений, в случае домашнего насилия, сам взрослый может выступать в роли источника травматизации, представляющего опасность для психического развития и здоровья ребенка.

Уязвимость — искажение, деформация, отклонения в психическом развития под действием неблагоприятных факторов.

Таким образом, дети и подростки, так же как и взрослые, могут в своей жизни сталкиваться с событиями, оказываться в ситуациях, обла дающих негативным психотравмирующим потенциалом для их психического развития и психологического благополучия. Существуют специфические для детского возраста психотравмирующие ситуации, особенности переживания и преодоления травматических ситуаций, отличные от таковых у взрослых людей. Наибольшим травмирующим потенциалом для детей обладают ситуации микроуровня и макроуровня. Специфическими чертами детей и подростков в отношении преодоления и переживания травматических ситуаций являются повышенная уязвимость и сниженная жизнестойкость при отсутствии поддерживающего фактора, что имеет непосредственное отношение к проблеме развития ребенка в осложненных условиях.

Ключевые слова: Дети, Подростки, Экстремальные ситуации
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Выявление детей и подростков с аномалиями в психологическом развитии и поведении
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Шизофрения в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Невротические расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Реабилитация психически больных детей и подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Депрессии у детей и подростков (F32)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий