Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания (схема 6) является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.
Социальная активность подростка формируется на основе большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Ситуация. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и социальное «чувство взрослости».
• Почему центральным новообразованием является «чувство взрослости»? В чем это проявляется?
Решение. Чувство взрослости — особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании подростка, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придает ему ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить себя от вмешательства других людей, добиться, чтобы взрослые, старшие уважали его, считались с его мнением. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линия поведения.
Вопрос. Часто говорят о ярко выраженных тенденциях подросткового возраста. Одинаково ли у всех подростков проявляется «чувство взрослости»?
Ответ. Нет, не одинаково. Встречаются подростки и с не ярко выраженной тенденцией — их претензии на взрослость проявляются эпизодически. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность: на занятиях, в делах и т. д., как складывается система отношений, в которую включается подросток — признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.
Ситуация. В разных семьях подростки по-разному проходят этот возрастной период.
• Как семья влияет на подростка?
Решение. Многое зависит от семьи, в которой живет подросток. Если в прошлом от него требовали беспрекословного соблюдения того, что сказал взрослый, и не устанавливали с ним доверительных отношений, то подростковый период будет проходить трудно. Зависит это и от компании, социального окружения, в котором растет подросток, от уровня его занятости. Как правило, дети, которые с интересом учатся, имеют устойчивое дело — спорт, танцы, проживают этот период легче.
Большое влияние оказывают и особенности темперамента человека, так как эмоциональные люди, неуравновешенные, с подвижной нервной системой в целом труднее проживают подростковый период, чем дети устойчивого типа. Но вообще-то трудный подростковый период бывает у всех. Это период становления человека как личности.
Вопрос. Следует ли родителям готовиться к прохождению подросткового периода детьми?
Ответ. К этому периоду должно быть накоплено много хороших общих воспоминаний, увлечений, общие друзья, общий язык для обмена мнениями. Это позволит сохранить контакт даже в самый трудный момент непонимания. Не упрекайте подростка за то, что в какой-то период ему будет гораздо интереснее с другом, чем с родителями. В глубине души подросток должен знать, что дома его любят и ждут.
Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого (схема 7) протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.
Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои права и ограничить их у взрослых. Имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослым.
Но ряд моментов заставляет взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений (см. схему 7):
• неизменность общественного положения подростка (он был и остается школьником);
• сохранение детских черт в облике и поведении подростка;
• привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;
• материальная зависимость от родителей;
• неумение подростка действовать самостоятельно.
И если взрослый сам проявит инициативу, переход к новому типу отношений пройдет гладко, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для его подготовки к будущей жизни.
Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми.
В конфликтах подростка и взрослого последний может занять как обвинительную, так и оправдательную позицию.
Ключ к подростку — это любовь к нему, которая может быть условной и безусловной.
Ситуация. Можно слышать от родителей такое обращение к сыну: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить», «Если ты будешь хорошо учиться, то получишь желаемую вещь». • О какой любви к ребенку свидетельствуют такие призывы?
Решение. В данной ситуации родители прямо сообщают, что его принимают, будут любить при каком-то условии: «если ты...».