Биосоциальный взгляд на половую идентификацию

Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности находится биологически заданный пол, а формирование психологического пола является результатом воздействия наличность социальных условий и культурных традиций общества (R. Unger, 1979). Таким образом, половая идентичность - это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Данное положение отражено на схеме Петерсона и Мейлора Кону, 1989.), в которой показаны факторы и механизмы формирования половой идентичности.

В то же время окончательно вопрос о механизмах половой идентификации еще не решен. Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счета и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределенной концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у этих индивидов Обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным играм и традиционно мускулинным игрушкам и занятиям. Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН.

Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребенку те или иные игрушки и игры, а ребенок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонности (S. Scarr, К. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий среды В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (М. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками резус: самцы разыгрывают борьбу, а самки ухаживают за детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона.