Авторитет педагога

Авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Педагог, являющийся для учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Однако авторитет возникает в процессе педагогической деятельности, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства педагога. Его нельзя приобрести во время учебы в институте. Авторитет педагога слагается из следующих компонентов:

  • авторитет профессионала зависит от знаний и умений педагога как представителя той или иной области знаний;
  • авторитет возраста: педагог обладает в глазах учащихся авторитетом как старший, более опытный человек;
  • авторитет должности (власти), т. е. статус педагога, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
  • нравственный авторитет — человека, личности; отсутствие такого авторитета может свести на нет все остальные компоненты авторитета педагога.

М. Ю. Кондратьев (1987) по поводу авторитета должности пишет:

«Существует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных качеств наделен в глазах учащихся устойчивым авторитетом. В определенном смысле так оно и есть, если понятие "авторитет" рассматривать как синоним "власти", а авторитетным считать учителя, который легко добивается от школьников подчинения и любой совет которого воспринимается ими как приказ, подлежащий немедленному и беспрекословному исполнению. Но, как известно, сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Порой демонстрируемое некоторыми школьниками послушание может быть лишь внешним, показным <...> В связи с этим немаловажно выяснить, почему мнение педагога оказалось для учащегося определяющим. Причины здесь могут быть принципиально различны. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, боязнь проявить самостоятельность» (С. 100).

М. Ю. Кондратьев отмечает, что:

«авторитет роли, или, точнее сказать, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности учителя, оказывает на учащихся деморализующее влияние, неизбежно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений» (С. 101).

В то же время автор отмечает, что авторитет роли является одной из важнейших предпосылок становления авторитета личности. Результатом упрочения авторитета личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для учащихся решения.

Способствуют созданию авторитета педагога не только его профессиональные знания и умения, но и наличие у него кругозора. Чем уже кругозор педагога, тем меньше его авторитет.

Н. А. Аминов и И. И. Осадчева (2003) полагают, что «учение» и «преподавание» есть не что иное, как проявление у учителей потребности в доминировании (по Г. А. Мюррею), или мотива власти (по Н. А. Аминову), или ведущего мотива социальной власти (по А. Адлеру). Признаками проявления данной потребности — это контроль над другими, воздействие на других людей и направление их деятельности, сотрудничество, убеждение в своей правоте и т. п. «Именно педагогическая деятельность не только включает в себя в полной мере эти действия, но и дает возможность их реализовать в процессе обучения, что подтверждено экспериментом» (С. 104). Безусловно, властность является чертой многих педагогов, но сводить к ней цель учения и преподавания как способа удовлетворения с их помощью потребности во власти по меньшей мере некорректно.

М. Ю. Кондратьев выделил стадии становления авторитета учителя.

  1. Педагог — источник информации. Поскольку школьника на этой стадии не всегда интересует мнение учителя, его интерпретация сообщаемых фактов, учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться учащимися или восприниматься негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. Такие отношения ситуативны, они складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации, поэтому легко разрушаются.
  2. Педагог — референтное лицо. На этой стадии в центре внимания ученика оказывается не только сообщаемая информация, но и ее оценка педагогом. Его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для учащегося ситуации. Однако высокая референтность педагога не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Ученик часто бывает не согласен с мнением педагога, но обращается к нему для того, чтобы окончательно убедиться в правильности своего решения.
  3. Педагог — авторитетное лицо. На этой стадии учителю авансируется доверие, его мнение изначально признается верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Здесь обнаруживаются личностные предпочтения учащихся, которые имеют эмоциональную окраску.

М. Ю. Кондратьев указывает на то, что основания авторитета педагога у учащихся разного возраста разные.

В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя в первую очередь в силу его ролевой позиции. При этом авторитет учителя «работает» и во внеучебной деятельности, особенно у первоклассников.

Для подростков учителю уже недостаточно иметь авторитет роли. Во внеучебной деятельности он может и не быть авторитетом. Поэтому авторитетен тот учитель, которому доверяют принимать ответственные решения не только в учебной деятельности, но и в ситуации личной заинтересованности ребенка и в условиях внеучебной деятельности.

В старшем школьном возрасте усиливается личностная избирательность учащихся: какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет в силу неавторитетности их личности. Последнее связано с двумя причинами. Во-первых, некоторые педагоги пренебрегают внешним оформлением своего поведения. Они позволяют себе обижать детей или учащихся злой шуткой, опаздывают на занятия, приходят на занятия несобранными. Во-вторых, нередко педагоги не умеют оформлять свое поведение, так как не обладают педагогической техникой выражения своего Я. Ведь учащиеся воспринимают в личности педагога только то, что поддается внешнему наблюдению.

Так, по данным Д. Ф. Самуйленко (1961), старшеклассники, оценивая своих учителей, обращают внимание на систематичность и последовательность в преподавании учебных предметов, на умение правильно и точно ставить вопросы на уроке, на тщательную подготовку к уроку, на умение правильно, ясно, выразительно излагать материал, на справедливость, требовательность, строгость и одинаковое отношение ко всем учащимся класса.

Молодые педагоги часто пытаются ускорить процесс формирования авторитета и встают на путь создания так называемого ложного авторитета, который, по А. С. Макаренко, бывает нескольких разновидностей.

  • Псевдоавторитет подавления основан на боязни учеников перед педагогом. Такие педагоги забывают, что воспитание учащихся не сводится к послушанию.
  • Псевдоавторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением педагога с учениками. Такие педагоги не учитывают, что успех учащихся на уроках, на олимпиадах и соревнованиях — это общий успех учеников и педагога.
  • Псевдоавторитет дружбы возникает в том случае, когда педагог позволяет учащимся обращаться к себе как к товарищу, т. е. низводит взаимоотношения свои с учащимися до панибратства. Между педагогами и учениками должна соблюдаться определенная дистанция, что показывает меру воспитанности учащихся.
  • Псевдоавторитет чванства основан на хвастовстве, подчеркивании своих достоинств и заслуг.
  • Псевдоавторитет доброты часто выражается в уступчивости педагога. Например, преподаватель под давлением учащихся выставляет им хорошие оценки тогда, когда они их не заслужили.
  • Псевдоавторитет резонерства состоит в том, что педагог поучает учащихся, причем даже в тех вопросах, в которых он некомпетентен.
  • Псевдоавторитет педантизма выражается в беспрекословном соблюдении правил, заведенного порядка, порой не от сознательной дисциплинированности педагога, а от его бюрократического руководства.

Ложный авторитет может создаваться педагогом и непреднамеренно. Однако в любом случае он вредит воспитанию и обучению учащихся.

Среди многих педагогов бытует мнение, что признать свою ошибку перед учащимися значит уронить свой авторитет в их глазах. Тот, кто так думает, вслед за этой ошибкой допускает и вторую: он убеждает учащихся в том, что педагог всегда прав, создавая таким образом мнение о своей непогрешимости. Самое верное решение, если педагог допустил промах в своем поведении, — открыто, в разумной и тактичной форме признать перед учениками свою ошибку, например выразить сожаление по поводу того, что в прошлый раз он погорячился и зря обидел ученика. В этом случае учащиеся оценят мужество взрослого человека, прямо и честно признающего свою вину, и проникнутся к нему уважением.

Анализ результатов исследования показал, что между авторитетом мастера как воспитателя и положительной оценкой применяемых им методов воспитательного воздействия со стороны учащихся существует прямая зависимость. У мастеров, имеющих высокий авторитет среди учащихся, оценки эффективности применения конкретного метода в двух типах ситуаций почти полностью совпадают. В ситуации «организация» авторитетные мастера и учащиеся считают наиболее действенными такие методы воспитательного воздействия, как поощрение, убеждение, соревнование, а в ситуации «конфликт» — методы наказания, требования, критики. Мастера, имеющие низкий авторитет у учащихся, даже в ситуации «организация» считали эффективными методы требования, критики, наказания. Эти методы вообще признавались ими наиболее действенными в работе с учащимися.

Авторитет обладает свойством иррадиации. Это значит, что он распространяется и на те области деятельности, где человек еще себя не проявил и сам себя авторитетом в этой области не считает. Другим свойством авторитета является инертность. Именно этим свойством объясняются факты, что, несмотря на снижение эффективности своей деятельности (например, вследствие психического выгорания), он еще долгое время в глазах других по инерции пользуется ранее завоеванным авторитетом. Таким образом, педагог сначала работает на создание авторитета, а затем авторитет работает на него. Однако это не может продолжаться бесконечно. В конце концов преподаватель, не стремящийся к своему росту, потеряет наработанный с таким трудом авторитет, поскольку он постепенно начинает отставать от жизни, от новых направлений в педагогике и психологии. Отсюда вывод: авторитет требует постоянного подтверждения, что напрямую связано с непрекращающимся совершенствованием мастерства, — это возможно при условии, если педагоги будут иметь в учебном расписании свободные от занятий дни. Этот вопрос должен находиться во внимании администрации школы.

Итак, мы рассмотрели элементы, составляющие мастерство педагога. Все они — и личностные качества, и профессиональная компетентность, и интеллект — одинаково важны для успешной педагогической деятельности. Однако в зависимости от возраста учащихся значимость этих составляющих разная. В начальной школе особое значение имеют такие личностные качества, как теплота, заботливость, чуткость по отношению к детям. Это вызывает ответную положительную эмоциональную реакцию учащихся, вплоть до любви к учителю.

Кто из взрослых не вспоминает время от времени сильные волнения, пережитые в первых классах, когда самой-самой замечательной, красивой, доброй (для мальчишек и девчонок равно) была учительница! И так хотелось, чтобы она любила, отличала только тебя!

Одна пожилая женщина призналась: до сей поры она помнит, как плакала от ревности, когда учительница гладила по голове другую девочку; как ненавидела ее мужа за грубый, как ей казалось, тон, с которым он обращался к кумиру первоклашек, и все придумывала месть и козни, чтобы он «отвязался» от своей жены. Очаровывало в учительнице все: внешний облик, голос, улыбка, походка.

Ключевые слова: Педагог
Источник: Ильин Е.П., Психология для педагогов
Материалы по теме
Творчество в педагогической деятельности
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Характеристика педагогического мастерства: технологии
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Мастерство педагога в управлении образовательно-воспитательным процессом
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Педагогическая направленность (призвание)
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Развитие личности учителя в системе педагогического образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий