Характеристика педагогического мастерства: технологии

Мы начинаем большой разговор о педагогических технологиях, который, естественно следует за попыткой углубиться в мир педагогического профессионализма.

Педагогическая технология — набор форм, методов, методик, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно/комплексно используемых в образовательном процессе на основе определенных психологопедагогических установок и приводящий к достижению прогнозируемого результата с допусти-мой/минимальной нормой отклонения.

Педагогические технологии могут распределяться или классифицироваться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие природных личностных качеств и т.д.);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям/роли педагога, осуществляемым с помощью самой технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология.

Это была одна из классификаций, довольно неявно или невнятно объясняющая сами основания распределения.

В принципе, любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий на практике, в нашем случае — педагогической — педагогическая технология, следовательно, занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Надо сказать, что одним из первых в нашей стране вопрос о педагогических технологиях поднял Г.К.Селевко. В рамках различных групп и подгрупп Селевко выделяет около ста самостоятельных педагогических технологий, которые часто представляют собой реальную альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Приведем примеры:

  • педагогические технологии на основе гуманноличностной ориентации педагогического процесса;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);
  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
  • педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;
  • частно предметные педагогические технологии;
  • альтернативные технологии;
  • природосообразные технологии;
  • технологии развивающего образования;
  • педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;
  • социально-воспитательные технологии;
  • воспитательные технологии;
  • педагогические технологии авторских школ;
  • технологии внутришкольного управления и пр.

Заметьте, педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как сама современная трактовка термина «образование» включает в себя и воспитание личности, формирование некоторого заранее заданного образа. Поэтому в описании образовательных технологий, по Г.К.Селевко, можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

В научно-педагогической литературе встречаются эти понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся примерно также как педагогика, образование и обучение. И, вероятно, все же самым широким и является понятие педагогическая технология, ибо оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания (образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений, технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе). Но, как видим, терминология и дефиниции здесь все же находятся в подвешенном состоянии, отсюда и нередко встречающаяся путаница в наших научных трудах, где технологии часто просто понимаются как методики, методы, формы учебно-воспитательной работы. Некоторая размытость, неточность в трудах Г.К.Селевко служит как раз основанием неточного применения самого термина технологии.

Сегодня вполне на равных правах существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый и др.); как педагогическая система (В.П.Беспалько и др.); как педагогический процесс (В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.А.Сластенин и др.).

Можем добавить:

  • педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);
  • технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель);
  • педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов);
  • педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

По мнению ЮНЕСКО, педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

При множестве определений понятий педагогическая технология большинство исследователей, педагогов объединяют их следующими принципиально важными положениями:

  • планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого эталона;
  • программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;
  • сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
  • коррекция результатов на любом этапе учебно воспитательного процесса.

Вполне понятно, что педагогическая технология опирается на определенные законы и закономерности всей педагогики, которые лежат в основе ее научной базы. В свою очередь, законы и закономерности сформулированы на основе научного познания практической педагогической действительности.

Возможно, процесс формирования педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы:


Только вот сама суть педагогической практики здесь, на данной схеме, не учитывается. А вот построение педагогического процесса как процесса технологического можно представить (по М.В.Кларину) таким образом:


Четкая последовательность, сцепление звеньев, этапов и придает нашему процессу некую механистичность, технологичность, что отнюдь не отрицает творческий элемент педагогики. Ведь именно законы — объективно существующие неразрывные связи компонентов учебно-воспитательного процесса (и закономерности как часто повторяющиеся связи) могут быть основой технологического подхода в педагогике, претендующего, что чрезвычайно важно на гарантированное достижение заранее заданной образовательной цели.

Есть один вопрос, только очень уж хитрый: педагогическая технология предполагает или отрицает личностный оттенок в преподавании? Проблема авторских технологиях стоит очень серьезно: считать их именно технологиями или просто методиками, частными педагогическими подходами? Как быть, например, с замечательным педагогическим опытом В.Ф.Шаталова? 

Может быть, с учетом ряда представленных характеристик, можно сделать вывод просто об отсутствии на сегодняшний день обоснованной классификации педагогических технологий в отечественной педагогике? На самом деле, в работах известных российских исследователей проблем современной дидактики подобные классификации или отсутствуют, или в одном ряду с технологиями оказываются и педагогические школы, и методические системы, и концепции? Хотя здесь все время напрашивается мысль о правомерности употребления термина педагогическая технология как отдельного понятия и без всякого синонимического гнезда.

Но есть и труды, в которых российские ученые-педагоги даже определяют отличительные черты педагогической технологии:

  • универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебной дисциплины);
  • воспроизводилось, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
  • тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;
  • управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
  • системность выбора компонентов.

И категоричный вывод: отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает методику из разряда технологий.

Автор не со всеми понятиями и составляющими согласен, в частности, с вопросами универсальности и независимости от квалификации, личностей и пр. Технология обучения не родится на голом месте и не создается молодым педагогом — она формируется иногда как мучительный и длительный процесс понимания, осознания, приноравливания подбора и отбора в конкретном учебном заведении, при поддержке или отсутствии таковой со стороны администрации и еще с учетом всего того, что сразу и не сформулируешь, тем более, если просто никогда и не пытался не только что-то сотворить, но даже и просто осознать то, чем занимаешься... Другое дело — понимание причин возникновения новых веяний в педагогике, новых подходов, новых технологий. Попробуем их выделить:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и обучаемых, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Но ведь новации, инновации последних лет пока не дали ожидаемого эффекта. Введение единого государственного экзамена отнюдь не привело к повышению качества российского образования, а бедные вузовские комиссии занимаются только бумагами, не видя будущих студентов. Попытки разобраться заводят или слишком далеко/высоко или наводят на мысли о низкой квалификации как тех, кто управляет образованием, так и самих педагогов — и здесь включится (кроме прочего) и неумение работать с программами, неумение выбрать технологию (методику, методологическую основу), вести эксперимент, диагностировать изменения.

Одни педагоги к инновациям не готовы методически, другие — психологически, третьи — технологически. Порой мы просто остаемся сориентированными на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебных пособиях. И, несмотря на разговоры и предписания, указания и разъяснения, замены стандартов, учащийся остался подневольным субъектом процесса обучения. Да, мы поворачиваемся лицом к нашему ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно личностное и прочие формы, методы, технологии обучения, но беда в том, что сам процесс познания теряет свою притягательность. Дети не хотят идти в школу, а молодые люди, наоборот, очень стремятся получить диплом, порой, не важно какой, лишь бы побыстрей, полегче — пусть будет, пригодится.

Ключевые слова: Педагог
Источник: Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Авторитет педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Классическая педагогика и риторика о речи учителя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Имидж педагогов
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Стиль речи преподавателя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Стили педагогического общения
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Структура педагогического мастерства
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий