Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения  основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации  могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы  – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций – психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения – при объяснении, закреплении, контроле.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Материалы по теме
Основные проблемы педагогической психологии
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Психологические факторы, определяющие успешность учебной деятельности
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента
Кружки качества
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Формы обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Контроль в процессе обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Интегральное обучение
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Формы обучения в педагогике
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий