Инновационные педагогические технологии

К инновационным технологиям обучения сегодня часто относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения

В педагогической психологии интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений.

Технологии интерактивного обучения, таким образом, рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого, обучаемых между собой как субъектов учебной деятельности. Сущность в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, и это прежде всего, на творческое, креативное, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется так, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения меняются роли: обучающего (вместо роли информатора — роль организатора, своего рода менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), и роль информации (информация здесь не цель, а средство для освоения действий.

Можно считать, что технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу такого деления положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельной представленности в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности.

В основе имитационной технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение [в условиях обучения] в той или иной мере адекватности процессов, происходящих в реальности, в жизни.

И несколько слов о формах и методах технологий интерактивного обучения.
Проблемная лекция предполагает    постановку проблемы, создание проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальности через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном участии в этом. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала данной конкретной дисциплины. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар — диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар — диспут проводится в форме диалогического/полилогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную/познавательную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Эта методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели. Методика работы группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

  • постановка проблемы;
  • формирование малых групп (микрогрупп по 5—6 человек), распределение ролей, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
  • обсуждение проблемы в микрогруппах;
  • представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
  • продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей и поощрение всевозможных идей, даже шуточных и совершенно фантастических.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной (например, педагогической, деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Методика проведения дидактической игры может представляться такой: вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности, моделирование, целостное освоение профессиональных навыков, умений, действий, компетенций.

Стажировка с выполнением должностной роли— активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности или сама деятельность, а имитация затрагивает, в основном, исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение [под контролем] педагога, специалиста-профессионала определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Здесь имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Данный интерактивный метод, по сути является переходным к тому, о чем мы сейчас скажем ниже.

Технологии проектного обучения

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом, скажем, будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующей организации, предприятия и т.д. Например, работа по заказу банка, работа в отделах кадров, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения — гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется, в основном, так:

  • выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
  • описание этапов конструирования объекта;
  • выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
  • технологическая последовательность [изготовления изделия], графические материалы;
  • подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места;
  • охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
  • экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
  • использование литературы;
  • приложение (эскизы, схемы, технологическая документация, компьютерная презентация).

К проекту можно предъявить такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения, как мы полагаем, способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Компьютерные технологии

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучающемуся посредством компьютера. В настоящее время наибольшее распространение получили направления, где компьютер является:

  • средством предоставления учебного материала с целью передачи знаний;
  •  средством информационной поддержки учебного процесса — дополнительный источник информации;
  • средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала — тестирование и т.д.;
  • универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
  • средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по изучаемой дисциплине;
  • одним из важнейших элементов будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Во многих профессиональных учебных заведениях сегодня разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные системы по различным учебным дисциплинам, включающие в себя комплекс учебнометодических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Стало проще: доступность диалогового общения в интерактивных программах, широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий, видеофрагментов, аудиоматериалов, что позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать, оптимизировать ее восприятие и понимание, активное применение мультимедийных технологий. Современное профессиональное обучение уже невозможно представить без технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров. Замечательные возможности открывает гипертекстовая технология — совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах, возможность перехода по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения (одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут). Автоматизированные системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации — использование динамического, то есть изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Применение компьютерных технологий в образовании способствует реализации следующих педагогических целей:

  • развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
  • реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
  • интенсификация образовательного процесса в высшей школе.

Основная цель педагогической деятельности — оказать необходимую помощь учащимся в познании и самоутверждении их, как личности. А в настоящее время это является важным еще и потому, что выпускнику учебного заведения очень сложно найти работу из-за конкуренции и жесткого отбора. Для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес. Развивающее обучение позволяет подготовить учащихся к профессиональной деятельности вне зависимости от их умственного развития, данный подход помогает в формировании личности учащегося. Таким образом, сегодня происходит отказ от обучения, ориентированного на «среднего» молодого человека, что предполагает индивидуализацию деятельности преподавателя по отношению к учащемуся. Развитие у учащихся умения планировать и организовывать свою учебную и трудовую деятельность способствует формированию новых взглядов по отношению к себе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества обучающегося, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могу отработать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным.

В современном процессе обучения, как мы видим, используются и традиционные, и инновационные методы обучения. И это, в принципе, неплохо, ибо традиционные технологии обучения не менее действенны, а иногда без них просто не обойтись. Нужно, чтобы традиционные и инновационные технологии обучения были в постоянной взаимосвязи и реально дополняли друг друга.

Источник: 
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Виды обучающих воздействий
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Формы дополнительной подготовки персонала
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Процесс приобретения знаний
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Особенности учебной деятельности подростка
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Сущность педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Организационные формы и системы обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий