Государственное регулирование ценообразования

Понятие, структура и виды цен.

Являясь принципиально значимой категорией товарноденежных отношений, цена представлена в качестве объекта исследований в социальнополитических, экономических и маркетинговых теориях. Действительно, важность цены как элемента жизнедеятельности человека в частности и общества в целом трудно переоценить. Участвуя в товарноденежных отношениях, цена позволяет определить значимость тех или иных благ. С ее помощью подвергаются оценке качественные и количественные характеристики овеществленного труда. Однако до сих пор цена не нашла однообразного понимания среди экономистов и является предметом оживленной дискуссии.

Наличие различных подходов в экономической науке в целом, а в понимании сущности иены в частности объясняется многими причинами. Здесь имеют значение такие факторы, как глубина исследований экономических явлений, различия в методологии, оценке и другие субъективные обстоятельства. Кроме этого нельзя забывать и об объективных условиях. По мере развития экономических отношений вскрываются новые противоречивые составляющие, требующие дополнительного научного анализа. Например, сильные инфляционные процессы XX в., имевшие место в западных странах, послужили толчком к появлению монетаристской школы, представители которой утверждают, что уровень цен определяется количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен".

Цена — действительно сложная категория. Она присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рассуждая подобным образом, было бы неверно, на наш взгляд, сводить сущность цены к какомулибо одному знаменателю, игнорируя другие аспекты, оказывающие непосредственное влияние на формирование и динамику цен. Многообразие формулировок определения этой категории предопределено множеством школ и научных теорий1. Однако неоднозначность экономического понимания феномена цены не способствует формированию концепции ценовой политики государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также коммерческих организаций. В конечном итоге это отрицательно сказывается на разработке единого подхода в правовом регулировании цен и ценообразовании.

Как всякий элемент социальных отношений, цены выполняют определенные функции. В экономической литературе выделяют следующие основные функции цен: учетная или измерительная, распределительная (перераспределительная), стимулирующая, балансирующая спрос и предложение, размещения производства. Не раскрывая содержания названных функций, отметим, что за некоторыми экономическими «обязанностями» цены можно обнаружить и юридические вопросы. Так, учетная функция цены в своем проявлении на уровне отдельно взятых субъектов хозяйствования приобретает принципиальное значение в правовом регулировании бухгалтерского учета и взимания налогов.

Вместе с тем федеральное законодательство не содержит единого (универсального) понятия цены. На наш взгляд, такое положение должно восприниматься в качестве серьезного недостатка отечественного нормотворчества. Цена, являясь важным экономическим средством, широко используется в различных сферах правового регулирования.

Большинство ученыйюристов поразному трактуют цену, не прибегая при этом к какомулибо комментарию. Например, В. А. Мусин определяет цену товара как количество денежных единиц определенной валютной системы, которое покупатель должен заплатить продавцу за весь товар (или его единицу), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный контрактом географический пункт3. Названный автор отождествляет цену с деньгами, подчеркивая необходимость платежа при передаче товара на определенных условиях. Возможно, такой взгляд корреспондируется с мнением о том, что без денег нет цены, а без цены деньги не имеют экономического смысла1.

Данный подход к определению цены не совсем верней. Непонятно, например, как оценивать договоры, в рамках которых денежные платежи отсутствуют (договор мены).

В. С. Мартемьянов, напротив, жестко не привязывает цену к категории денег. Он полагает, что цена выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работу, услугу)2. Таким образом, цена конкретизирует (уточняет) встречное предоставление, действующее в области возмездных договоров. Правда, цена может иногда присутствовать и в безвозмездных договорах.

При определенных обстоятельствах цену можно отождествлять с эквивалентностью. Однако эквивалентность — это характеристика некоторого соотношения обмениваемых благ (эквивалентность следует относить к показателям состояния экономических отношений — эквивалентны или нет). Цена — средство установления данного соотношения (обмениваемых благ) в рамках конкретных актов обмена, происходящих между участниками гражданского оборота. Механизм действия цены заключается в указании на признаки, идентифицирующие предмет и его количество. Например, цена одной книги равна 10 руб. Цена, с одной стороны, называет предметы обмена (книга и рубль), с другой — определяет количество каждого из них: книга — одна, рублей — десять.

Необходимо отметить, что цена формирует эквивалентное соотношение обмениваемых благ при прочих равных условиях только в сбалансированных экономических связях. Данное правило не срабатывает в присутствии субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Здесь свободная цена однозначно «стремится» установить соответствующие пропорции в интересах экономически более сильной стороны. Во избежание социального кризиса государство должно установить баланс интересов потребителей и монополизированных производителей. Одним из способов уравнивания этих взаимонаправленных интересов (установление эквивалентного обмена) является государственное регулирование цен. Следовательно, цена и эквивалентность — не совпадающие полностью, а пересекающиеся понятия.

На наш взгляд, цена — средство определения объема встречного предоставления. Такая интерпретация цены в сжатом виде, безусловно, нуждается в пояснении. «Предоставление» присутствует в любом гражданскоправовом договоре, тогда как «встречное предоставление» — только в возмездных. Прилагательное «встречный» трактуется как, вопервых, направляющийся или направляемый навстречу комучемунибудь, вовторых, представляющий собой ответное действие на чтолибо1. Как видно, категория «встречное предоставление» является более сложной (чем «предоставление») и указывает на наличие не менее двух взаимосвязанных предоставлений. Другими словами, встречное предоставление — это взаимное правомерное действие лица, обусловленное предшествующим или будущим соответствующим действием контрагента в конкретных обязательственных отношениях, выражающееся в передаче товаров, уплате денег, выполнении работ и т. п.

С учетом сказанного сформулируем развернутое (доктринальное) определение цены. Цена — это объективное экономическое явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем встречного предоставления) и их (блага) характеризующее. Цена выражается в уплате контрагенту известного количества валюты либо в ином встречном предоставлении за переданный товар (выполненную работу, оказанную услугу) посредством согласования сторонами ее (цены) в договоре, исходя из нормативных требований действующего законодательства.

Структура цены — это совокупность ее элементов. В экономической литературе разные авторы неоднозначно определяют элементы цены. Распространена точка зрения, согласно которой элементами цены являются базисная (исходная) цена, наценки (надбавки) и скидки.

Базисная составляющая (или базисная, исходная цена) представляет собой цену товара стандартного (среднего) качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества.

Наценка (надбавка) — это цена, добавленная к цене предшествующего производителя, в которой учитывается прибыль, а также сумма, возмещающая расходы, связанные с производством, реализацией и обслуживанием продукции (товаров). Наценки (надбавки) используются, например, при формировании цен лицами, осуществляющими посредническую деятельность, и организациями розничной торговли. В некоторых случаях первоначальный производитель (при формировании свободных цен) использует систему наценок (надбавок) в виде дополнительной платы за изготовление товаров с особыми свойствами посредством сложения суммы надбавки (наценки) и базовой составляющей цены.

Скидка — сумма, на которую уменьшен размер (уровень) базисной цены. При свободном ценообразовании широко используют скидки за платеж наличными, за количество закупаемого товара, функциональные скидки, сезонные скидки, скидкизачеты и др. Нормативное же закрепление скидок обычно связано со льготами для отдельных потребителей.

На наш взгляд, все элементы цены нужно подразделять на две большие группы: затратную и прибыльную. Вот что по этому поводу пишет А. В. Бусыгтин: «Предприниматель сам формирует цену товара путем сложения издержек производства, фактически понесенных им, и минимально допустимой (с его точки зрения) прибыли...»2 Однако в данном случае можно говорить лишь о минимально допустимой цене.

Первая (затратная) включает в себя все издержки продавца, которые он понес в результате производства (приобретения) продукции. Сюда относятся, например, и стоимость материалов, и амортизация оборудования, и налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. Затратная часть цены регулируется гл. 25 НК. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Как правило, цена содержит в своем составе и прибыль от реализации товара (оказания услуги). Но возможны ситуации, когда изза резкого падения спроса размер свободной цены будет равен себестоимости либо и того ниже, что исключает присутствие в ней (цене) прибыли как таковой, а в последнем случае вообще свидетельствует о наличии убытков.

Виды цен. Цены могут быть классифицированы по разным критериям. Рассмотрим те виды цен, которые заметно влияют на характер общественных отношений и режим правового регулирования. Прежде всего отметим, что в зависимости от государственного воздействия цены подразделяются на три вида: свободные (рыночные), регулируемые и устанавливаемые (фиксированные) государством (ст. 424 ГК).

Свободные цены складываются посредством соглашения лиц, вступающих в договорные отношения. Эти цены определяются исключительно волей контрагентов, основанной на конъюнктуре рынка (и не только). Например, в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 23831 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевая торговля производится в порядке гласных публичных торгов при гарантированном свободном ценообразовании. Отсюда следует, что иной порядок ценообразования при заключении сделок на товарной бирже не используется.

Другой пример: в соответствии с п. 4 ст. 40 Н К рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4—11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В рассматриваемом случае речь идет о так называемом трансфертном ценообразовании и ценах.

Начнем с того, что в действующем законодательстве понятия «трансфертное ценообразование», «трансфертные цены» не употребляются. Однако в литературе существует целая палитра взглядов на то, что есть трансфертное ценообразование в контексте положений ст. 20 и 40 НК (хотя Кодекс не использует термин «трансфертное ценообразование»).

В первом (широком) значении под трансфертным ценообразованием понимается деятельность по установлению и применению любых «необычайных», «подозрительных» цен, подлежащих налоговому контролю, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Данный подход реализован законодателем в ст. 40 НК. Трансфертные цены в узком (специальном) значении — это цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. Здесь трансфертные цены являются объективным результатом усложнения системы хозяйственных связей, а не продуктом налогового планирования. С учетом того, что группы компаний могут использовать такие цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие применяемых цен рыночному уровню. Такой подход лежит в основе руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию 1995 г.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК). Иначе говоря, российское законодательство рассматривает трансфертное ценообразование в качестве одного из средств уклонения от налогообложения, т. е. трансфертное ценообразование есть налоговое правонарушение. На наш взгляд, такой подход является односторонним и не учитывает случаи, когда трансфертное ценообразование законно.

Поэтому в случае обнаружения факта отклонения такой цены от рыночной более чем на 20% для хозяйствующего субъекта наступают правовые последствия: налоговые органы могут доначислить налоги исходя из рыночной цены товара (работы, услуги). Корректировка трансфертной (читай: свободной) цены в целях налогообложения производится по правилам п. 3 ст. 40 НК. Это классический пример соотношения частных интересов индивидуальных лиц (юридических и физических) и публичных интересов государства. В данном случае законодатель предпочел публичный интерес, с тем чтобы в конечном итоге (через налоги) защитить частные интересы гражданина и общества в целом.

Регулируемые цены формируются также в результате согласия, достигнутого между сторонами договора. Однако последние не могут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соответствующим компетентным государственным органом'. Указанный вид цен широко применяется в таких сферах экономики, как топливноэнергетический комплекс, магистральный транспорт, связь, производство продукции и оказание услуг повышенного социального значения и др.

Думается, что под категорию регулируемых подпадают и такие цены, размер которых (в целом) хотя и не несет бремя государственного регулирования, но отдельные элементы их (цен) структуры (например, набавки) должны вписываться в конкретные правовые рамки.

Устанавливаемые (фиксированные) государством цены — крайний вариант прямого ценового регулирования, когда продавец (исполнитель) не имеет права отклониться от них в какуюлибо сторону1. Они (цены) устанавливаются государством в твердой сумме.

В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания национальной экономики все цены (свободные, регулируемые, устанавливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы, цены внешнеторговые.

Оптовые (отпускные) цены применяются во взаимоотношениях между предприятиямиизготовителями, другими поставщиками или исполнителями, с одной стороны, и покупателями, заказчиками — с другой. Оптовые (отпускные) цены обычно используются в договорах, сторонами которых являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Однако сегодня на этот счет нет четких правовых предписаний, в ряде методических рекомендаций (указаний) можно обнаружить положения о субъектахпотребителях.

Различают оптовые цены промышленности и оптовые цены предприятия. Первые состоят из себестоимости и прибыли, вторые включают оптовую цену предприятия и снабженческосбытовую наценку.

Разновидностью оптовых цен являются цены закупочные. Они устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских производителей. Закупочные цены, равно как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.

Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой (отпускной) цены и торговой надбавки (наценки). Они применяются розничными торговыми или другими организациями, осуществляющими продажу товаров населению. Под категорию «другие организации» подпадают и газосбытовые организации, которые являются перепродавцами, реализующими газ населению, жилищностроительным кооперативам и другим потребителям. Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной деятельности субъектов розничной торговли.

Классификация цен на оптовые и розничные имеет правовое значение. Во второй части Гражданского кодекса выделяется в качестве самостоятельного вида договор розничной куплипродажи. В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной куплипродажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательством.

Договор розничной куплипродажи является публичным договором. В пределах действия договора применяется розничная цена.

В сфере поставочных отношений используется оптовая цена. В соответствии со ст. 506 ГК поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования, как правило, в предпринимательской деятельности.

Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. В силу ст. 709 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Она (цена) включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

Когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 709) различает приблизительную и твердую цену работы (смету). При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

В частности, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, даже если в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Тарифы — цены на товары особого свойства, именуемые «услуги». Сфера услуг есть отношения, в рамках которых предприятию или гражданину оказывается услуга; причем услуга как экономическая категория. В этом качестве услуга не является вещью, равно как купля продажа остается продажей товара независимо от наличия в товарном процессе (товарообороте) «элементов» обслуживания покупателя.

С учетом сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи, энергии и др.) и розничные (тарифы на услуги населения). Так, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2005 г. № 199ФЗ)2. Причем тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность) устанавливаются как на оптовом, так и на розничном (потребительском) рынке.

И, наконец, цены внешнеторговые применяются при осуществлении экспортноимпортных операций. В силу п. 10 Указа Президента РФ от 17 сентября 1992 г. № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» (в ред. от 23 июля 2001 г. № 902)' поставка в страны СНГ угля, нефти, природного газа и продуктов нефтепереработки осуществляется по внешнеторговым ценам на условиях, предусмотренных двусторонними (многосторонними) межправительственными соглашениями, но не ниже цен промышленности, действующих на территории Российской Федерации.

Используя такой критерий, как территориальная принадлежность рынка товаров (услуг), цены можно подразделить на местные, региональные, внутригосударственные (национальные) и мировые. Формирование и установление свободных местных, региональных, внутригосударственных и мировых цен подчинено соответственно локальному, региональному, общегосударственному и мировому спросу и предложению.

Размер (уровень) регулируемых (устанавливаемых) местных цен определяется органами местного самоуправления. Так, в силу ст. 31 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. № 97ФЗ)" органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности. В свою очередь, региональные цены подвержены воздействию со стороны компетентных органов власти конкретных субъектов Федерации и включают регулируемые цены местных (региональных) рынков. Это достаточно сложный вопрос; он касается проблемы разграничения нормотворческой компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Внутригосударственным регулируемым (устанавливаемым) ценам свойственна «пестрая палитра»; они состоят из цен, регулируемых (устанавливаемых) на местных и региональных рынках, с одной стороны, и цен, подчиненных исключительно федеральному законодательству, — с другой. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 12 июля 2005 г. № 424) содержит перечень продукции производственнотехнического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти3. Правда, в последнем перечне названы услуги транспортных, снабженческосбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование цен и надбавок.

Что касается мировых регулируемый (устанавливаемых) цен, то пока нет объективных предпосылок говорить о сложившейся интеграции в рассматриваемой сфере. Законодательство мирового сообщества еще не достигло уровня императивного регулирования частных экономических отношений. Однако сейчас можно наблюдать примеры межгосударственного регулирования цен. Например, в силу п. 2 ст. 1 Соглашения от 6 января 1995 г. «О таможенном союзе», заключенного между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь, договаривающиеся Стороны планируют отменить в торговле друг с другом товарами, происходящими с их территории, таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения. Кроме этого, Стороны будут устанавливать и применять в отношениях с третьими странами одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования внешней торговли.

Размер (уровень) большинства оптовых цен (и на внутригосударственном, и на мировом рынках) зависит от базисных условий поставки. Суть этих условий заключается в распределении между поставщиком и покупателем расходов по транспортировке, страхованию товара и определению момента перехода рисков и пр. с учетом места (географического пункта), названного в договоре.

Так, если иное не предусмотрено соглашением между его участниками, свободные оптовые цены российского рынка определяются на условиях франко — вагон (судно), станция (порт, пристань) отправления или франко — транспортные средства на складе предприятия поставщика. Использование метода франко (от итал. franco — свободный) позволяет точно определить расходы (издержки) каждого контрагента по соответствующему договору.

Участники внешнеторговых сделок чаще всего используют условия поставки, содержащиеся в Инкотермс, — «международные правила толкования внешнеторговых терминов и определений»2. Диспозитивность Правил позволяет сторонам внешнеэкономического контракта самостоятельно определять объем обязательств по оплате товаров (продукции) и других сопутствующих расходов, связанных с транспортировкой, страхованием, уплатой таможенных платежей и т. п. Однако во избежание ошибок в толковании положений договора и соответственно различного рода недоразумений рекомендуется применять именно Инкотермс. Например, цена на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) четко обозначает, что все расходы по перевозке грузов, оплате таможенных сборов, страхованию принимает на себя продавец до момента пересечения борта корабля в порту покупателя. Цена ФОБ (франко на борту) передвигает границу таких расходов до момента доставки товаров на борт корабля. Условие ФАС (франко у борта судна) освобождает продавца от дополнительных расходов, необходимых после того, как груз доставлен до причала, указанного порта отгрузки.

С учетом сказанного необходимо проводить различие между ценой товара и ценой договора. Цена товара (продукции, услуги) — сумма возмещения, уплачиваемая продавцу (исполнителю) и компенсирующая издержки производства последнего. Тогда как цена договора включает и цену товара (услуги), и затраты, связанные с передачей (оборотом, обращением) товара, — транспортные, страховые, налоговые и другие необходимые суммы. Указанное различие не получило четкого закрепления в Гражданском кодексе. В ст. 485 ГК, озаглавленной «Цена товара», по существу, идет речь о цене договора. В силу названной статьи покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором куплипродажи. Если она (цена) договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, оплата осуществляется по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

В современной мировой практике часто используется такая оценочная категория, как «разумная цена». Несмотря на то что

Гражданский кодекс прямо не формулирует названное понятие, из смысла п. 3 ст. 424 можно сделать вывод о его подразумеваемом присутствии. Разумная цена — неодиночное явление. Отечественному гражданскому праву известны «разумные сроки», «обычное качество» и другие аналогичные категории.

На наш взгляд, появление разумных цен вызвано следующим обстоятельством. Кодекс допускает возможность заключения ряда договоров без согласования сторонами условий о цене, которая при этом является свободной. Во время исполнения такого обязательства обоснованно возникает вопрос об объеме встречного предоставления. Очень часто обнаруживается, что контрагенты имеют разные точки зрения по поводу цены договора и им не удается самостоятельно устранить возникшие разногласия. В итоге, известный спор передается на рассмотрение в суд. Использование последним категории разумной цены позволяет найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, разумная цена преследует цель оптимально соотнести, с одной стороны, желание продавца компенсировать свои издержки и получить максимальную прибыль, с другой — стремление покупателя заплатить наименьшую сумму.

В экономической литературе выделяют и прочие виды цен. Так, в зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называются биржевыми, аукционными, комиссионными, ценами рынка. По способу установления различают твердые, текущие и подвижные цены. Перечень видов цен по разным критериям можно продолжить. Однако в заключение отметим, что вопрос о классификации (равно о критериях) цен является спорным и требует особого внимания исследователей этой проблемы.

Ценообразование как вид экономикоправовой деятельности.

Ценообразование — это, в сжатом виде, процесс формирования цены на товары и услуги1. Причем указанный процесс исследуется в основном с точки зрения методологии, методики и модели ценообразования.

Процесс (от лат. processus — продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какоголибо результата.

В зависимости от форм движения материи различают процессы физические, химические, биологические, социальные. Будучи экономической категорией, ценообразование есть объективное экономическое явление, иначе говоря, совокупность общественных отношений, связанных с установлением и применением цен (тарифов) на товары или услуги.

Правовой аспект ценообразования проявляется в следующем. Право регулирует систему отношений, складывающихся в процессе формирования цен. Причем правовое регулирование ценообразования имеет место в отношении и свободных, и установленных (регулируемых) государством цен. В данной области применяется совокупность правовых актов, именуемых «законодательство о ценах и ценообразовании».

Второе направление заключается в непосредственном, обычно императивном, установлении размеров (уровней) цен в виде правовых предписаний3. Так, п. 1 ст. 424 ГК гласит: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

С этой точки зрения ценообразование есть юридический процесс, в рамках которого можно условно выщелить две стадии: правотворческую и правоприменительную. На первой стадии происходят разработка и принятие правовых актов о ценах и ценообразовании, на второй — их применение (реализация). В условиях рыночной экономики договорная форма ценообразования наиболее адекватно отвечает современным экономическим условиям развития общества и государства.

Структурно система ценообразования состоит из двух элементов: объекта и субъектов ценообразования. Объектами ценообразования являются продукция производственнотехнического назначения, товары народного потребления, результаты выполненных работ, услуги. К субъектам ценообразования относятся органы государственной власти и управления, предприятия и организации независимо от форм собственности, а также граждане (физические лица). В процессе ее (системы) функционирования происходит взаимодействие между указанными элементами.

В юридической литературе справедливо обращалось внимание на необходимость разграничения ценообразования как обусловленного товарной формой производства экономического института и управления ценообразованием. В последнем случае оно (управление) заключается во властном воздействии государства в лице его компетентных органов на волеизъявление участников экономического процесса по поводу определения им цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги1. Однако вряд ли можно сводить управление ценообразованием лишь к государственному управлению.

Существуют различные виды управления: муниципальное, общественное, частное и др. Например, на уровне коммерческой организации также осуществляется управление процессом ценообразования — органическая составная часть системы управления организации (предприятия) в целом. Оно (управление ценообразованием) обеспечивается всей системой управления предприятием.

С позиции теории управления ценообразование можно рассматривать в качестве системы управления, состоящей из двух элементов: управляющей и управляемой подсистем. Под управляющей подсистемой (объектом управления) понимается уровень цен и цена на продукцию и услуги. Субъектами управления являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также предприятия (организации), обеспечивающие разработку и реализацию управленческих решений и воздействия на объект управления на основе информации о его состоянии. Отсюда в определении понятия ценообразования должны быть отражены обе названные стороны системы управления в сочетании.

Ценообразование представляет собой регламентированную правовыми актами деятельность, в рамках которой осуществляется целенаправленное воздействие управляющих органов на общественные отношения между людьми при формировании и применении цены.

Как вид упорядочивающей деятельности ценообразование проявляется через функции. Главная функция любого управления — выработка и принятие решений. Важнейшими функциями управления являются также контроль, учет и анализ, которые предшествуют функции принятия решения. Что касается специальных функций ценообразования, то они, как уже отмечалось, проявляются через категорию цены. К функциям ценообразования относятся: учетная или измерительная, распределительная (перераспределительная), стимулирующая, балансирующая спрос и предложение, размещения производства и др.

Сущность всякого управления заключается в выработке и осуществлении управляющих воздействий для достижения цели управления. Ученые поразному классифицируют цели ценообразования. И. П. Денисова попыталась выявить наиболее общие позиции и выделила три основные группы целей: 1) цели, основанные на прибыли (максимизация прибыли, быстрое получение наличных денег, получение просто удовлетворительной прибыли, извлечение дохода от инвестиций); 2) цели, основанные на сбыте (завоевание доли рынка, увеличение объемов продаж); 3) цели, основанные на существующем положении (создание более благоприятного экономического климата).

Наряду с целями ценообразования в теории цен и на практике называют принципы и методы ценообразования. Важнейшими принципами ценообразования являются: научность обоснования цен; целевая направленность цен; непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен2. Принципы (равно и методы) ценообразования нас интересуют в той мере, в какой они влияют на специфику правового регулирования экономических отношений. Например, в рамках реализации принципа единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен осуществляется государственный контроль в сфере ценовой политики.

Такие правовые принципы предпринимательского права, как свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности, получение прибыли как цели предпринимательства, законность в предпринимательской деятельности, сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве, государственное регулирование предпринимательской деятельности, могут быть использованы и в области правового регулирования ценообразования. Например, процесс формирования цен тесно связан с принципом сочетания частных и публичных интересов, особенно это касается регулируемых и устанавливаемых цен. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности проявляется в установлении монопольно низкой и монопольно высокой цены. Правда, законодательство недостаточно четко в регулирует рассматриваемые вопросы. Отсутствует методика определения монопольных цен, а также информация о ценообразовании. Кроме того, в настоящее время на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие субъекты в других сферах, которые систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов практически нет.

В специальном законе о ценах и ценообразовании следует закрепить основные начала (нормыпринципы) законодательства о ценах и ценообразовании. В кач

Источник: 
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др