Национально государственное устройство

В мире насчитывается около 200 государств и до 5 тыс. этносов, из которых несколько сотен являются нациями. В составе нынешней России более 100 этносов, в том числе 30 наций. Сопоставив эти цифры, легко догадаться, что не все нации имеют государство, хотя большинство, если не все, стремятся к этому.

В мировом сообществе действуют две противоположные тенденции:

  • объединение наций;
  • отделение наций.

Первая тенденция находит яркое воплощение в объединении Европы в рамках конфедерации нового типа — Европейского союза (ЕС). Он образован в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 г. подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (так называемая «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. введена единая валюта — евро и осуществляется единая денежно-кредитная политика.

Вторая тенденция привела к распаду СССР, Югославии и некоторых других государств. Ее еще называют сепаратизмом. Сепаратизм (от лат. separatus — отделенный) — стремление к отделению, обособлению.

Разделение наций может происходить мирным и военным путями. Чаще наблюдается второй путь, гораздо реже — первый. Формой немирного отделения выступают национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Между ними трудно провести разграничительные линии, но можно сказать, что войны чаще происходят там, где одна нация поработила другую, а конфликты — между мирно объединившимися некогда народами, один из которых решил отделиться.

Первая тенденция — стремление наций к объединению — ведет к созданию так называемых централизованных государств, вторая — к их распаду.

Централизованные государства — основная форма государственности в современном мире. Часто они создавались через так называемое собирание земель. Оба процесса — централизация и собирание — являются двумя частями одного целого.

Объединением этнически и политически разобщенного государства занимался в X в. германский король и император Священной Римской империи Оттон I Великий. Он захватил чуть не полЕвропы и обложил данью народы, населявшие междуречье Эльбы и Одера. Собиранием земель в том же X в. занимались и датские правители. Впервые страну объединил конунг Горм Старый (920— 940), подчинивший себе поселение викингов Хедебю и расширивший территорию Датского государства до Эйдера. И в других скандинавских странах небольшие королевства объединялись под властью отдельных сильных правителей, но после их смерти вновь распадались. Первым конунгом, подчинившим себе значительную часть Норвегии, был Харальд Прекрасноволосый. В Швеции единое государство возникло на рубеже X—XI вв. при Олафе Шётко-нунге из рода Инглингов из Вестфальда. Получение королевского титула увенчало многолетние усилия Болеслава I Храброго (992— 1025) по собиранию польских земель. Первым князем племенного союза полян, давшего название государству, был отец Болеслава Мешко I. За 33 года правления Болеслав объединил польские земли. Позже, чем на Руси, закончилось собирание земель в Италии и Германии. Они превратились в централизованные государства только в последней четверти XIX в.

Керенский
Находясь в эмиграции, Керенский возмущался байками о том, что он сбежал, переодевшись в женскую одежду (во время октябрьского переворота). На самом деле такого переодевания не было. Узнав о том. что на улицах, примыкающих к Зимнему, стоят красные патрули, Керенский выехал на фронт навстречу войскам. Ехал он вовсе не в женской одежде, а в полувоенном френче и галифе, которые всегда носил с тех пор, как стал военным министром. На некоторых постах красногвардейцы даже отдавали ему честь и вытягивались по стойке смирно.

Не просто собирание земель шло на Руси. Можно выделить два этапа:

  1. период Киевской Руси;
  2. период Московского царства.

Первый этап начался с утверждения варяжской династии Рюриковичей в Киеве в 882 г., когда древнерусские земли объединились в единое государство. Перед приходом варягов (викингов) из Скандинавии на землях Древней Руси существовало несколько мелких княжеств.

Затем, в период феодальной раздробленности, когда между правящей княжеской родней начались «разборки», государство распалось и стало легкой добычей татаро-монгольских войск. Долгих триста лет томилась Русь под иноземным игом, исподволь собирая земли в единый мощный кулак. И здесь, как и в Европе, использовались военные и мирные способы собирания централизованного государства.

Второй этап собирания земель начался в 1328 г., когда московский князь Иван Калита в награду за усмирение восстания в Твери против татарских сборщиков дани (баскаков) получил от хана Золотой Орды ярлык на великое владимирское княжение вместе с правом самому собирать дань с русских княжеств. Тем самым было положено начало ослаблению зависимости Руси от Золотой Орды, а также возвышению Москвы. Со времен Ивана Калиты именно московские князья стали вести политику, направленную на собирание земель вокруг Москвы. Позже великий князь Московский Иван III уничтожил удельные княжества и объединил под властью Москвы большую часть земель Северо-Восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также Новгород. Иван III отказался платить дань Орде и положил конец монгольскому владычеству на Руси. Таким образом, централизация русского государства происходила одновременно с обретением им политической независимости.

Централизованные государства — конечный этап исторически длительного процесса — имеют крупные размеры, они многочисленны, хорошо вооружены, имеют четко организованный и разветвленный аппарат государственного управления. Их называют державами и империями.

Централизованное государство имеет и плюсы, и минусы. Оно защищает страну от набегов сильных врагов и спасает народ от рабства или истребления. Только при такой форме правления нация начинает чувствовать себя единым целым и достигает мирового признания. Но цена величия — это часто высокое бремя налогов и нищета, ограничение или подавление свободы слова. Редко какому народу удавалось быть одновременно великим и богатым.

Централизованное государство иногда называют национальным. Между ними есть сходство и различие. Древнеегипетское и вавилонское государства, несомненно, являлись крупными централизованными государствами. Но можно ли их считать национальными, если в то время нации еще не появились?

Общенациональное, или национальное, государство — это исторически поздняя форма централизованного государства. Поздним ее делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в XV в., а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX в. Именно в этот момент завершается собирание земель в Италии и Германии и формирование на этой основе национального государства.

Национальное государство создается за счет централизации земель, на которых проживает одна нация. В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. В нынешней Германии проживают представители многих национальностей, но только как вкрапления в немецкий этнос, занимающий главенствующее положение в обществе. СССР никогда не считали однонациональным государством, поскольку на его территории существовало более 100 наций. Оно относилось к разряду многонациональных. Термины «национальное государство» и «многонациональное государство» необходимо различать.

В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все. провозглашается правилом.
Андре Мальро

Слово «централизация» указывает только на то, как многочисленные территории связаны с общим центром. Это территориально-административный и отчасти политический признак государства. Но отнюдь не этнический. Если бы на всей этой территории проживала одна нация или очень близкие этносы, то мы могли бы централизованное государство называть также еще и национальным.

Проблема существования национального государства не так проста, как может показаться. Взять хотя бы Югославию, в составе которой раньше находились только представители одного этноса — славянского. По формальным признакам это национальное государство. Но славяне-сербы исповедуют православие, а славяне-хорваты — католицизм. И вот в 90-е гг. между ними разыгрывается война. Какая это война — гражданская или национальная? Трудно подобрать точное название. Но в результате образуются два разных государства, теперь уже однонациональных. Что их держало вместе раньше? Коммунистическая идеология. Стоило ей рухнуть, как тут же дали о себе знать религиозные различия. Они оказались сильнее идеологического сходства.

То же самое произошло и с распадом СССР. Что держало вместе католиков-прибалтов, католиков-западноукраинцев, мусульман -азербайджан или мусульман-узбеков? Идеологическое единство, проводимое в жизнь разветвленным партийным аппаратом на местах. Он был единым, но народы были разными. На идеологическом единстве советская власть мыслила со временем построить новую национальную общность. Ее так и называли советским народом, понимая под этим искусственным образованием новый тип нации. Ничего не вышло. В 90-е гг. все рухнуло, сохранившиеся национальные и религиозные различия заставили союзные республики побыстрее покинуть общую идеологическую родину.

А вот расколотая на два политических государства — ФРГ и ГДР — единая немецкая нация в те же 90-е гг. воссоединилась в единое национальное государство. То же самое произошло с Северным и Южным Вьетнамом, разделенным политическими барьерами. На том же пути стоят сегодня Северная и Южная Корея, политические различия между которыми все еще очень сильны. Но вполне возможно, что в будущем и они отойдут на второй план, уступив место центростремительным национальным тенденциям.

В конце II—начале III тысячелетия всемирная история как бы повернет вспять. Процесс собирания земель превратится в их разбегание. Создававшиеся на протяжении сотен лет мощные централизованные государства во второй половине XX в. стали быстро рассыпаться. Оказалось, что это — колосс на глиняных ногах. В централизованном государстве, как правило, намешано много этносов, вот почему их еще называют полиэтническими. Но чем больше разных народов собралось под одной крышей, тем разнороднее интересы и больше причин для конфликтов. Стало быть, тем больше повода для сепаратизма — отделения от централизованного государства.

По прогнозам американского географа С. Коэна, через 30 лет число государств в мире увеличится на 50%. На глобусе появится более 300 независимых стран. Ученые прогнозируют распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перекройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США (Социс. 1996. № 12). Распад государства — это всегда геополитическая катастрофа, поскольку мирные варианты разделения — редкие случаи.

Ключевые слова: Государство
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Проблема сбалансированности госбюджета
А.С.Булатов, Экономика
Нормативный характер институциализации конфликта в государственном управлении
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Понятие правового государства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Управление государственным кредитом
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) как инструмент государственной политики
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Виды государственной собственности
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 1
Функции государства
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Государство и идеалы гражданского общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий