Цель стратегии — разработка программы действий, направленных на обеспечение реализации проекта в намеченные сроки с наименьшими затратами, привлечение внешних инвесторов, получение максимальной прибыли от единицы продукции при ее продаже или эксплуатации.
Стратегия маркетинга разрабатывается на основе:
- изучения емкости рынка, его количественных и качественных характеристик;
- целей и заданий по развитию программы (проекта);
- планирования соответствующих работ и мероприятий для достижения целей и выполнения намеченных заданий.
Обычно в план маркетинга включают девять основных составляющих:
- Клиенты.
- Выгоды, получаемые клиентом.
- Сбыт.
- Конкуренция.
- Определение рыночной ниши.
- Реклама и продвижение товара и услуг на рынок.
- Ценообразование.
- Расходы на маркетинг.
- Рыночная стратегия.
Клиенты. Это — исходный пункт планирования рынка. Допустим, вы решили построить или приобрести магазин. Наблюдайте за поведением ваших потенциальных клиентов. Кто идет к вам, а кто — к вашим конкурентам? Проведите то, что называется «демографической сегментацией». Вот некоторые из критериев демографической сегментации в отношении физических лиц: возраст; стиль жизни;
- предпочтения в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение); образование;
- социально-профессиональная группа;
- уровень дохода.
Если среди ваших клиентов есть предприятия, то в их отношении можно применить следующие критерии сегментации:
- тип предприятия (производство, розничная или оптовая торговля, обслуживание);
- «возраст» предприятия;
- цикличность деловой активности;
- мотивация покупки или пользования вашими услугами;
- месторасположение;
- организационно-правовая форма;
- объем сбыта;
- система сбыта (приоритеты, стратегии);
- число наемных работников.
Выгоды, получаемые клиентом. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы.
- Почему эти люди делают покупки в моей фирме (моем магазине)?
- Почему они покупают у меня, а не у конкурентов?
- Что они у меня покупают?
- В какой период у меня больше покупают?
Как увеличить число своих клиентов?
- определяется схема распространения товара;
- стратегия и тактика ценообразования и рекламы;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного-обслуживания;
- формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Планы маркетинга разрабатываются ежегодно, а также на перспективу — 5 и более лет.
Отправной точкой описания стратегии маркетинга являются сегментация рынка и отбор целевых рынков (см. «Рынок сбыта»).
Для каждого из отобранных сегментов разрабатывается своя стратегия маркетинга с учетом позиций конкурентов в данном сегменте. В бизнес-плане описываются действия по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте. Эти действия могут идти по одному из выбранных направлений:
- заполнение выявленной на рынке «ниши»;
- занятие места, близкого к позиции одного из конкурентов.
В последнем случае должно быть определено, за счет каких факторов предполагается занять конкурентоспособную позицию, для чего могут быть использованы данные раздела «Конкуренция».