Стадии психологического консультирования

Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования — интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью:

  • свободное (не регламентированное темой и формой беседы),
  • стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:

  • респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
  • респонденту недостает информации о причинах своего действия;
  • интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается    получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании психологической помощи,

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" поэтапная модель процесса консультативного интервью:

  1. это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
  2. сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";
  3. осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";
  4. выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";
  5. обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет:

"Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования" (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р. Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

  1. установление контакта с клиентом (раппорт);
  2. исповедь;
  3. толкование;
  4. трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г. Хэмбли:

"Первая цель любого консультирования — это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия ... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы ... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:

  1. установление отношений доверия (возникновениераппорта, чувства близости путем выслушивания ирефлексии);
  2. исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);
  3. решение о соответствующем действии (вывод).
Источник: 
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование
Материалы по теме
Дифференциальная диагностика депрессий и маний
...
История консультативной психологии
Олифирович Н.И., Индивидуальное психологическое консультирование
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Экспериментально-психологические исследования в психиатрии
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Дифференциальная диагностика (с аффективными расстройствами, непатологическими колебаниями настроения, сомато- и психогениями, наркоманией)
...
Психологического консультирование
Олифирович Н.И., Индивидуальное психологическое консультирование
Исследование нарушений произвольных действий в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Особенности обследования и диагностики пресуицидального синдрома
...
Оставить комментарий