Подготовка нейропсихологического заключения

После анализа данных, полученных в ходе обследования, нейропсихолог составляет заключение, в котором резюмируются полученные данные о состоянии высших психических функций больного, оценивается степень его социальной адаптации и делается прогноз по поводу возможностей реабилитации. Содержание и стиль изложения выявленных фактов в нейропсихологическом заключении в значительной мере зависят от цели обследования. Так, нейропсихолог может оценивать состояние пациента в динамике, исследовать эффективность воздействия медикаментозного лечения или проводить дифференциальную диагностику (например, определять тип афазии или апраксии). Кроме того, содержание и формат заключения во многом определяется тем, кому из специалистов оно адресовано: логопеду, психологу, неврологу, нейрохирургу, психиатру и др.

Нейропсихологическое заключение может быть написано в свободной форме, или специалист может воспользоваться предлагаемой ниже схемой. В целом, в любом нейропсихологическом заключении можно выделить в нём общую и итоговую части. Первая из них состоит из следующих разделов:

  1. Краткая характеристика поведения пациента в процессе диагностики: принятие ситуации обследования, контактность, уровень мотивации, ориентированность на выполнение заданий, особенности реагирования на похвалу и порицание, критичность к собственным ошибкам, адекватность. Обязательно отмечаются наличие элементов негативизма, изменения эмоционального фона и их возможные причины, характер контакта со специалистом.
  2. Характеристика деятельности испытуемого в различные моменты обследования: темп работы в начале и в конце выполнения заданий, целенаправленность и произвольность действий, динамика работоспособности, состояние внимания.
  3. Результаты исследования моторной сферы. В первую очередь анализируется доступность выполнения произвольных действий. Особое внимание уделяется специфике латеральных предпочтений, характеру усвоения двигательных программ, наличию персевераций и эхопраксий, использованию речевой регуляции движений.
  4. Оценка состояний различных функций когнитивной сферы (памяти, речи, мышления, восприятия) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий. Например, если у пациента выявлены нарушения памяти, то в заключении обязательно отмечается, носят ли они модально-специфический или модально-неспецифический характер.
  5. Характеристика эмоционально-личностной сферы, включая анамнестические данные об интересах и привязанностях больного и изменениях, произошедших с момента заболевания. Так, у пациента могут отмечаться ранее не свойственные ему явления негативизма, утрата профессиональной мотивации или родительской ответственности.

Итоговая часть заключения может содержать:

  1.  Нейропсихологический диагноз. Он формулируется по результатам проведения синдромного и факторного анализа выявленных нарушений, а также дифференциации сохранных звеньев психических функций. При этом нейропсихологический фактор выступает как общий психологический признак изменённых ВПФ. Он является основой, своеобразной «матрицей», на которой симптомы «собираются» в синдром. Необходимо помнить о том, что на современном этапе развития технологий перед нейропсихологом не ставится задача проведения топической диагностики — с этим успешно справляются МРТ, КТ и другие методики визуализации. Нейропсихолог может лишь предполагать наличие того или иного очага поражения головного мозга, но основной акцент должен быть сделан на нарушении функциональных связей и факторов. Например, нейропсихологический диагноз может выглядеть следующим образом: «Нарушение фактора программирования, регуляции и контроля, предположительно связанное с поражением префронтальных отделов левого полушария головного мозга. Наличие признаков отчётливого интеллектуально-мнестического снижения».
  2. Показания к различным реабилитационным мероприятиям и рекомендации по их организации. В данном разделе следует отметить меры, направленные на организацию быта и повышающие возможности пациента к самообслуживанию, коммуникации с родными и близкими. Также важно описать приёмы, позволяющие больному вернуться к профессиональной деятельности.

Ниже приведён пример нейропсихологического заключения.

Пациентка В.М., 20 лет. В 13 лет пострадала от удара молнии, попавшей в правую теменно-затылочную область.

Жалобы: на парез левой руки и левой ноги, трудности усвоения учебного материала, периодическое снижение познавательной активности, недостаточную мотивацию к выполнению реабилитационных мероприятий.

Исследование познавательной сферы выявило наличие значительных колебаний работоспособности, повышенную истощаемость и утомляемость. Удержание внимания в течение 10-15 минут приводит к заметному снижению эффективности и грубым ошибкам, которые пациентка не может скорректировать самостоятельно (например, при выполнении пробы на серийный счёт пациентка ошибалась на два десятка, неоднократно забывая промежуточные результаты).

Выполнение заданий на внимание показало трудности его переключения при достаточном объёме и распределении и отсутствии ошибок. 

Зрительное восприятие отличается нестойкостью перцептивных образов, имеющих сложную пространственную организацию (например, буквы, цифры). Пациентка испытывает трудности при определении правильной и неправильной ориентации букв и цифр на предъявляемых изображениях, однако при самостоятельном письме данные трудности компенсируются (предположительно, благодаря опоре на упроченные моторные навыки). Копирование изображений отличается недоведением линий и негрубыми метрическими ошибками.

Слухоречевая память снижена и характеризуется небольшим объёмом запоминания при первом предъявлении стимулов, медленным подъёмом кривой научения с последующим её спадом на фоне утомления (с 6 до 3 слов). Запоминание двух групп по три слова выявило повышенное влияние гомогенной интерференции, проявляющемся в смешении стимулов двух групп и худшим запоминанием первой группы. Можно предположить, что процесс торможения следов слухоречевых стимулов носит ретроактивный характер.

Зрительная память характеризуется снижением объёма запоминания, «потерей» мелких деталей при воспризве-дении стимулов, пространственными ошибками.

Исследование двигательной сферы не проводилось из-за выраженного левостороннего пареза. Однако можно отметить сохранность произвольной регуляции движений правой руки, их целенаправленность, полную доступность письма, копирования и самостоятельного рисования. Отмечается тенденция к игнорированию левой руки и её низкую включённость в деятельность.

Речь грамматически правильная, развёрнутая, словарный запас соответствует возрасту и уровню образования. Произношение затруднено вследствие дизартрии, возникшей после травмы.

Таким образом, на первый план выступают нарушения зрительно-пространственного гнозиса, протекающие на фоне нейродинамических изменений в виде значительных колебаний уровня работоспособности и модально-неспецифических нарушений зрительной и слухоречевой памяти, нарушения праксиса левой руки. Указанные симптомы связаны с обширным поражением правого полушария головного мозга с акцентом на теменно-затылочные отделы.

Рекомендации:

  1. Изменение режима физической активности: смена деятельности каждые 20-30 минут, включение левой руки в повседневные бытовые действия (например, раскатывание теста, набор текста на ноутбуке двумя руками, использование левой руки при включении и выключении света).
  2. Использование различных стратегий при запоминании: проговаривание, объединение по смыслу, группировка по сходству.
  3. Использование хобби для выполнения реабилитационных задач: работа обеими руками в процессе вышивания, копирование образцов для вышивания по клеткам.
Темы: Нейропсихология, Диагностика
Источник: Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
Материалы по теме
Методы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методика клинической беседа с пациентом в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики оценки нарушений внимания и работоспособности в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Исследование нарушений произвольных действий в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нейропсихологическая диагностика состояния речевой сферы
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики исследования мышления в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий