Требования к методам психологии

Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание методов и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека — путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности.

Системный подход — это способ теоретического и практического исследования в психологии, предусматривающий, что каждый психический процесс, явление или состояние человека — предмет изучения — рассматривается как система.

При этом условия рассмотрения каждого предмета исследования отвечают требованиям диалектики и конкретизируются положением о взаимоотношениях и взаимозависимости всех психических явлений. Все психические явления соотносятся между собой.

Но учесть и осмыслить все отношения в целостной системе психики и ее связи со средой практически невозможно. Поэтому системный подход предлагает при исследовании психических явлений ограничиться некоторыми из всех возможных отношений, имеющих существенное значение для достижения цели исследования.

Так, системный подход к понятию "действие" и его природному проявлению — операционной стороне деятельности — это фиксированное отношение функций, которые оно выполняет. Их три:

  • исполнительная,
  • ориентировочная,
  • контрольная.

Вместе с тем, каждая функция должна иметь свойства — меньшие элементы целостности. Возьмем, например, ориентировочные свойства действия. Они осуществляют:

  1. семантический анализ текста задания или задачи для идентификации предметов — известного и неизвестного, которые составляют условие действия;
  2. нахождение отношений между известными и неизвестными элементами задачи;
  3. осознание структуры задачи;
  4. поиск аналогов решения задачи или выполнения задания;
  5. перестройку созданной структуры задачи и т. д.

Следовательно, системный подход дает возможность находить неизвестные элементы в системе, открывать новые свойства целостных систем, которыми являются психические явления.

Требования к методам исследования. Психология предъявляет к методам исследования психических явлений такие требования:

  • психические явления необходимо изучать в их развитии,взаимосвязи и взаимозависимости;
  • метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.

Главным принципом психологического исследования является его объективность.

К методам, обеспечивающим объективность раскрытия исследуемого психического явления, относятся: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ продуктов деятельности (учебной, трудовой, спортивной), беседа, интервью и другие.

Ключевые слова: Методики
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Методика "Эффективность лидерства" (Р.С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Классификация социально-психологических методов
Немов Р.С, Социальная психология
Методика и методология изучения стресса
Мандель Б.Р., Психология стресса
Оставить комментарий