Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание методов и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека — путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности.
Системный подход — это способ теоретического и практического исследования в психологии, предусматривающий, что каждый психический процесс, явление или состояние человека — предмет изучения — рассматривается как система.
При этом условия рассмотрения каждого предмета исследования отвечают требованиям диалектики и конкретизируются положением о взаимоотношениях и взаимозависимости всех психических явлений. Все психические явления соотносятся между собой.
Но учесть и осмыслить все отношения в целостной системе психики и ее связи со средой практически невозможно. Поэтому системный подход предлагает при исследовании психических явлений ограничиться некоторыми из всех возможных отношений, имеющих существенное значение для достижения цели исследования.
Так, системный подход к понятию "действие" и его природному проявлению — операционной стороне деятельности — это фиксированное отношение функций, которые оно выполняет. Их три:
- исполнительная,
- ориентировочная,
- контрольная.
Вместе с тем, каждая функция должна иметь свойства — меньшие элементы целостности. Возьмем, например, ориентировочные свойства действия. Они осуществляют:
- семантический анализ текста задания или задачи для идентификации предметов — известного и неизвестного, которые составляют условие действия;
- нахождение отношений между известными и неизвестными элементами задачи;
- осознание структуры задачи;
- поиск аналогов решения задачи или выполнения задания;
- перестройку созданной структуры задачи и т. д.
Следовательно, системный подход дает возможность находить неизвестные элементы в системе, открывать новые свойства целостных систем, которыми являются психические явления.
Требования к методам исследования. Психология предъявляет к методам исследования психических явлений такие требования:
- психические явления необходимо изучать в их развитии,взаимосвязи и взаимозависимости;
- метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.
Главным принципом психологического исследования является его объективность.
К методам, обеспечивающим объективность раскрытия исследуемого психического явления, относятся: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ продуктов деятельности (учебной, трудовой, спортивной), беседа, интервью и другие.