Отрасли психологических знаний

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.

Различают:

  • общую,
  • возрастную,
  • педагогическую,
  • социальную,
  • генетическую психологию,
  • зоопсихологию,
  • инженерную,
  • военную,
  • медицинскую,
  • юридическую психологию,
  • психологию труда,
  • спортивную психологию,
  • психологию искусства,
  • патопсихологию.

В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологическим качествам личности.

Но все отрасли психологических знаний нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.

В период научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии.

Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их обоюдному развитию и применению на практике.

Психология в разработке своих вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности, в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Системы конкретных отраслей психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) взаимодействуют с разделами теории и методики педагогики, дидактикой, методиками преподавания отдельных учебных предметов.

Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности — проблема формирования мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало человеку возможность самостоятельно усваивать информацию, постоянно обновлять ее, и гарантировало развитие способностей к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Плодотворный характер взаимосвязи психологии и педагогики создает условия для опережения реальной педагогической практики, открывает новые пути поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.

В то же время психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Также существует тесная взаимосвязь психологии с литературой, языковедением, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Ключевые слова: Отрасль
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме
Отраслевая структура
...
Предмет психологической науки, отрасли психологии
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Отрасли психологии
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Краткая характеристика специальных отраслей психологии
...
Отрасли современной психологии
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Структура современной психологии
Карпов А.В., Общая психология
Оставить комментарий