Отрасли психологических знаний

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.

Различают:

  • общую,
  • возрастную,
  • педагогическую,
  • социальную,
  • генетическую психологию,
  • зоопсихологию,
  • инженерную,
  • военную,
  • медицинскую,
  • юридическую психологию,
  • психологию труда,
  • спортивную психологию,
  • психологию искусства,
  • патопсихологию.

В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологическим качествам личности.

Но все отрасли психологических знаний нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.

В период научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии.

Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их обоюдному развитию и применению на практике.

Психология в разработке своих вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности, в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Системы конкретных отраслей психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) взаимодействуют с разделами теории и методики педагогики, дидактикой, методиками преподавания отдельных учебных предметов.

Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности — проблема формирования мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало человеку возможность самостоятельно усваивать информацию, постоянно обновлять ее, и гарантировало развитие способностей к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Плодотворный характер взаимосвязи психологии и педагогики создает условия для опережения реальной педагогической практики, открывает новые пути поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.

В то же время психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Также существует тесная взаимосвязь психологии с литературой, языковедением, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Источник: 
Максименко С.Д., Общая психология
Темы: 
Материалы по теме
Отрасли психологии
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Краткая характеристика специальных отраслей психологии
...
Отрасли современной психологии
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Структура современной психологии
Карпов А.В., Общая психология
Отраслевая структура
...
Предмет психологической науки, отрасли психологии
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Оставить комментарий