С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.
Различают:
- общую,
- возрастную,
- педагогическую,
- социальную,
- генетическую психологию,
- зоопсихологию,
- инженерную,
- военную,
- медицинскую,
- юридическую психологию,
- психологию труда,
- спортивную психологию,
- психологию искусства,
- патопсихологию.
В связи с космическими полетами возникла космическая психология.
Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологическим качествам личности.
Но все отрасли психологических знаний нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.
В период научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии.
Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их обоюдному развитию и применению на практике.
Психология в разработке своих вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности, в психиатрии.
Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Системы конкретных отраслей психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) взаимодействуют с разделами теории и методики педагогики, дидактикой, методиками преподавания отдельных учебных предметов.
Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности — проблема формирования мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало человеку возможность самостоятельно усваивать информацию, постоянно обновлять ее, и гарантировало развитие способностей к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Плодотворный характер взаимосвязи психологии и педагогики создает условия для опережения реальной педагогической практики, открывает новые пути поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания.
В то же время психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Также существует тесная взаимосвязь психологии с литературой, языковедением, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.