Финансовая политика корпорации

Финансовая политика — это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических н тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) корпорации. Например усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д

В условиях нестабильности экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены решать текущие финансовые проблемы в целях выживания, а не в целях развития своей деятельности. Неопределенные макроэкономические установки органов государственной власти порождают ряд противоречий между интересами корпоративных групп и интересами государства, интересами производственных и финансовых менеджеров и несоответствий между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства, доходностью собственного капитала и фондового рынка

Финансовая политика предусматривает:
• получение прибыли в целях экономического роста;
• оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности корпорации,
• достижение финансовой открытости корпорации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;
• использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования, разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности корпорации, адекватных рыночным условиям;
• обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств корпорации.
Для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков корпорация осуществляет следующие меры:
• определяет наиболее рациональные способы формирования уставного капитала (в денежной и неденежной формах) и привлечения дополнительных средств в ее хозяйственный оборот;
• формирует организационную структуру финансового управления, позволяющую оптимизировать денежные потоки;
• разрабатывает учетную политику для оптимизации налоговых платежей в бюджетную систему государства;
• определяет условия хозяйственных договоров, связанные со способами и сроками расчетов с контрагентами, уплатой штрафных санкций;
• внедряет систему бюджетного управления на основе создания центров ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций;
• организует учет и контроль движения денежных потоков между центральной компанией и ее филиалами.

При разработке системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации развития интересов корпорации, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности Исходя из продолжительности и характера решаемых задач корпорация решает финансовые стратегические и тактические задачи.

В основе современной концепции стратегического управления — теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США Портером в 80-х гг XX в Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ

Карлоф сформулировал вопросы, ответы на которые предполагают выбор ориентиров в проблеме укрепления конкурентоспособности:
1. Не устарела ли ваша корпоративная миссия в связи с изменениями в запросах потребителей?
2. В состоянии ли вы улучшить сервисное обслуживай не вашей основной продукции, чтобы сделать ее более привлекательной?
3. Каким путем вы сможете обеспечить уровень доходов, превышающий среднеотраслевой?
4 Можете ли вы изменить разделение груда в отрасти, уступая или занимая ту или иную -«нишу» в производстве?
5 Какие ключевые вопросы вам следует решить для укрепления своей позиции в конкурентной борьбе?
6. Можете ли вы добиться конкурентных преимуществ за счет выполнения вспомогательных функций, таких как, скажем, обработка или распределение информации?

Из вопросов следует, что корпорации следует определять конкурентные свойства продукции по покупательскому спросу, чтобы убедиться в своих рыночных преимуществах.

Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

Объектом финансового управления в корпорации выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании Корпорация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации.

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития корпорации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Отметим, что обеспечение долговременного развития корпорации в интересах ее собственников (акционеров) предполагает:
• формирование оптимальной величины уставного капитала;
• привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);
• аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);
• формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;
• привлечение специальных целевых средств;
• учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.

Исходя из принятой стратегии определяют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.
Важнейшие направления разработки финансовой стратегии корпорации следующие:
• анализ и оценка финансово-экономического состояния;
• разработка учетной и налоговой политики;
• формирование кредитной политики;
• управление основным капиталом и выбор метода амортизации:
• управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;
• управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
• определение ценовой политики;
• выбор дивидендной и инвестиционной политики;
• оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены). Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного

дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности корпорации: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика — это решение частных задач конкретного этапа развития корпорации путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Финансовую политику в корпоративных структурах (ФПГ, холдинговых компаниях н др.) должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике акционерной компании (корпорации) Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):
• бюджета доходов и расходов (по корпорации в целом и по ее филиалам);
• бюджета движения денежных средств по видам деятельности и но центрам финансового учета;
• бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);
• капитального бюджета.
Финансовый анализ включает:
• оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
• распределение и оценку эффективности движения денежных потоков по видам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая);
• определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, эмиссия собственных акции и облигаций, лизинг, товарный кредит и др.);
• наглядное отражение информации о денежных ресурсах, с целью оценить в отчетности финансовые возможности корпорации;
• оценку эффективности финансовых и инвестиционных решений по показателям финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности корпорации и ее филиалов внутри страны и за рубежом.

В повседневной практике перед главным финансовым менеджером (директором) всегда стоят две противоречивые задачи: поддержание постоянной ликвидности компании и получение прибыли.

С одной стороны, чтобы решить задачу обеспечения благосостояния акционеров, необходимо располагать наличными денежными средствами (например, для выплаты дивидендов). С другой стороны, для получения приемлемой прибыли, из которой выплачивают дивиденды владельцам акций, необходимо направлять в оборот ту же самую наличность или иные ликвидные активы (так как деньги в кассе или на расчетном счете в банке не могут приносить прибыль). Разрешение данного противоречия - основная задача деятельности главного финансового менеджера (директора) корпорации.

Источник: 
Питер - Корпоративные финансы.2004