Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм

Гражданским кодексом РФ определено, что предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Соответственно в финансах предприятий можно выделить финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Из сферы финансов коммерческих предприятий и организаций можно выделить такую специфическую область, как «финансовые посредники». К ним относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п. Финансовые посредники выполняют важную роль в аккумуляции и перераспределении средств других хозяйствующих организаций и физических лиц. Они играют существенную роль в развитии рыночной инфраструктуры России, представляя собой финансовый сектор экономики. По состоянию на 1 января 2000 г. в этом секторе насчитывалось более 55 тыс. таких организаций.

Конкретные правовые формы организации предпринимательской деятельности определены, как уже отмечалось, Гражданским кодексом РФ и рядом специальных законодательных актов, более детально регламентирующих отдельные наиболее важные виды предпринимательства. Нас интересует, прежде всего, финансовый аспект этой правовой регламентации, определяющий специфику работы соответствующей финансовой службы.

Особое место в сфере финансов предприятия занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Государственные унитарные предприятия (ГУП) могут быть основаны на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

В настоящее время в России насчитывается 137 тыс. ГУПов и 23 тыс. учреждений. Однако их деятельность часто не регламентирована гражданским законодательством, особенно в части взаимоотношений государственных органов и руководителей этих предприятий. Это приводило к бесконтрольности управления финансовыми потоками унитарных предприятий, переводу их части в фирмы-спутники, искусственному завышению себестоимости продукции (в интересах руководства), искажению информации в бухгалтерской отчетности. Поэтому признается, что существующая система унитарных предприятий неэффективна и требует кардинального реформирования, прежде всего в направлении повышения эффективности их деятельности. В частности, в этих целях принято Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. № 81 «Об аудиторской проверке федеральных государственных унитарных предприятий».

В ближайшее время должна быть произведена оценка деятельности ГУПов с точки зрения целесообразности дальнейшего сохранения этой формы предпринимательства применительно к данному предприятию. В случае же ее несоответствия определенным критериям, отвечающим требованиям этой формы предпринимательства, они могут быть преобразованы в акционерные общества, реструктуризованы, переданы в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Примерный устав ГУПа, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденный распоряжением Мингосимущества РФ от 16 февраля 2000 г. № 188-р, существенно конкретизировал права и обязанности в области финансов этих предприятий. Так, теперь функции учредителя предприятия осуществляют федеральный орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти. Имущество ГУПа находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. Оно принадлежит последнему только на праве хозяйственного ведения. При этом продукция и доходы от использования имущества ГУПа, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Если по окончании года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше величины уставного фонда, то орган, санкционировавший создание предприятия, принимает решение об уменьшении уставного фонда. Увеличение же уставного фонда может происходить как за счет дополнительной передачи имущества, так и за счет имеющихся активов.

Источники формирования имущества предприятия:
- имущество, переданное предприятию по решению федерального органа управления государственным имуществом;
- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- целевое бюджетное финансирование;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве залога в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом только с согласия федерального органа управления государственным имуществом (его территориального органа). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами РФ), полученной чистой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества предприятия. Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение уставного фонда предприятия.

Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется им в установленном порядке, в том числе:
- на внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;
- создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;
- развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;
- строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;
- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;
- покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг;
- рекламу продукции и услуг предприятия;
- приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;
- материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия.

Предприятие создает резервный фонд в определенной в уставе доле от процентов уставного фонда. Резервный фонд формируется путем ежегодных отчислений от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного уставом. Резервный фонд предприятия предназначен для покрытия его убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован на другие цели. Примерным уставом предусмотрена возможность в установленном порядке формировать фонды экономического стимулирования — социальный, жилищный, материального поощрения. Из обязанностей предприятия следует выделить необходимость выполнения утвержденных экономических показателей деятельности (т.е. плана) и ежегодного (с 1999 г.) проведения аудиторской проверки, что сразу расширило рынок аудиторских услуг более чем на 15 000 предприятий.

Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, принимает статус федерального казенного предприятия. Оно имеет свою специфику формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные права, функционирует на основе устава. Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) установлен Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138. Производственная и хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом, устанавливаемым вышестоящим уполномоченным органом. В нем утверждаются следующие основные показатели:
- объем поставок, их номенклатура, требования по качеству продукции, сроки поставок, цены и условия их изменения;
- фонд оплаты труда и нормативы уменьшения его при невыполнении плана-заказа;
- лимит численности работников.

При недостатке собственных доходов для покрытия затрат, связанных с выполнением государственных планов-заказов и планов развития, заводам выделяются из федерального бюджета средства на реализацию плана развития, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятия по мобилизационной подготовке, содержанию объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа, плана развития завода, социальное развитие (по ежегодно устанавливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Приблизительно такая система финансирования и распределения прибыли использовалась в СССР для всех государственных предприятий до начала 1980-х годов. Поэтому финансы унитарных казенных предприятий правомерно относить к сфере государственный финансов. Несмотря на то что и казенные предприятия должны работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, значительная часть их усилий, как и в условиях командно-административной системы управления, направляется на получение наиболее выгодных планов-заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Самостоятельность и инициатива таких предприятий весьма ограничены.

Более широкими управленческими возможностями обладают финансовые службы хозяйственных товариществ, к которым относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), а также хозяйственные общества, которые включают в себя акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Эти организационные формы предпринимательства соответствуют мировой практике и в основном отвечают рыночным условиям ведения хозяйства. При такой форме предпринимательства уставные капиталы формируются за счет средств, вносимых в них гражданами, предпринимателями и юридическими лицами, т.е. их участниками или учредителями.

В хозяйственных товариществах участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, в хозяйственных обществах — граждане и юридические лица. При этом хозяйственное общество может основать единственный участник, который в этом случае самостоятельно полностью формирует его уставный капитал. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также его приращение в процессе деятельности принадлежат хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности. Законодательством предусмотрено создание хозяйственных товариществ в двух формах — полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Они солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязанностям товарищества.

Товариществом на вере является такое товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества (в пределах сумм внесенных ими вкладов), но не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Вкладчик имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале.

Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Акционерное общество — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым и закрытым. Открытое акционерное общество — общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, предусмотренных законодательством. Закрытым называется общество, акции которого распространяются только среди его учредителей. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в «илу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество или товарищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

В системе коммерческих предприятий самостоятельную нишу занимают производственные кооперативы. Пгюизводствешый кооператив — добровольное объединение граждан (на основе членства) для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии, объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О производственных кооперативах» и его уставом. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Уставом кооператива может быть закреплено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на уставные цели. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

Особенности финансов некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также рядом специальных законов. Так, полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности — социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут иметь в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. Управление финансами в этих организациях сводится в основном к мобилизации финансовых ресурсов (членских взносов, пожертвований, благотворительных взносов, прибыли от предпринимательской деятельности) и использованию их для выполнения уставной деятельности на основе утвержденной сметы. Имеются также некоторые особенности в начислении амортизационных отчислений.

Каждая из перечисленных организационных форм предпринимательства обладает рядом преимуществ и недостатков с точки зрения управления финансами. Например, в индивидуальном предприятии достоинство формы проявляется в простоте принятия решений, однако весьма велик риск, так как собственник несет персональную ответственность всем своим имуществом по всем обязательствам предприятия. Здесь также снижаются маневренность капитала и возможности привлечения кредита. Хозяйственные товарищества, в частности товарищества на вере, хотя и обладают рядом налоговых преимуществ, но также несут и повышенные риски, связанные с их по сути неограниченной ответственностью, и требуют особых доверительных отношений между партнерами, что для России пока не характерно.

В России наибольшее распространение получили хозяйственные общества. Хотя количество их участников ограничено (до 50), тем не менее уже возникает необходимость принятия коллективных решений практически во всех вопросах при выработке финансовой политики и проведении финансовых операций. Снижение индивидуального риска за счет ограниченности ответственности каждого участника только величиной его вклада(пая) в уставном капитале делает эту форму весьма привлекательной и распространенной. Она позволяет принимать самые разнообразные финансовые решения, связанные с движением капитала, имущества, использованием прибыли и т.д. Все это детально прописано в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и требует его тщательного изучения.

Наиболее сложную форму финансовых отношений имеют акционерные общества (АО), деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Несмотря на то что в настоящее время готовятся существенные изменения в этом законе, направленные прежде всего на защиту прав акционеров, данная форма предпринимательства в наибольшей степени дает возможность быстро аккумулировать дополнительные средства для наращивания собственного капитала путем эмиссии акций, а также привлечения свободных средств инвесторов на фондовом рынке.

Управление финансовой деятельностью АО существенно усложняется. Так, несколько замедляется принятие стратегических финансовых решений, например таких, как увеличение собственного капитала, выплата годовых дивидендов и ряда других. Вместе с тем существенно возрастают значение и роль финансовых аналитиков в работе по размещению на рынке ценных бумаг акций и облигаций АО, поддержанию их котировок, отслеживанию структуры их размещения среди инвесторов, с тем чтобы не допустить потери контроля основных собственников.

Возникают дополнительные задачи, связанные с поддержанием оптимальной структуры капитала и его цены, поскольку основная цель функционирования АО в условиях открытого размещения акций — увеличение «цены предприятия» или доходности на одну акцию. Поскольку АО могут иметь дочерние и зависимые общества, возникает целая относительно новая область финансовых отношений, связанная с управлением денежными потоками между материнской и дочерними компаниями. Много новых аспектов финансовой деятельности в области налогового планирования, слияния и поглощения предприятий.

Возросшая сложность управления АО вызвала появление сравнительно новых направлений финансовой науки — «Финансов корпораций» и «Финансового менеджмента», в которых более детально рассматриваются и излагаются основные положения управления финансами в сложных хозяйственных структурах — корпорациях.

Источник: 
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской