Сущность налоговой политики

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.

В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

В силу различий предприятий по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна. В среднем за 2003 г. налоговая нагрузка на выручку оценивается на уровне 27%, средневзвешенные значения налоговой нагрузки на выручку и добавленную стоимость соответственно 16 и 37%. Наиболее высокая нагрузка на выручку в среднем по предприятиям строительных материалов — 33%, легкой промышленности — 31% и машиностроения — 27%.

Цели налоговой политики:

  • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
  • стимулирующая — предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и др.

Субъект управления — государство. Объект управления — налогообложение.

Содержание налоговой политики многогранно и включает в себя:

  • выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
  • определение основных направлений и принципов налогообложения;
  • разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.

Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:

  • построение стабильной налоговой системы;
  • облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
  • сокращение налоговых льгот;
  • развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем различных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существуют три типа налоговой политики:

  1. политика максимальных налогов;
  2. политика разумных налогов;
  3. политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий.

В первом случае государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.

Во втором случае государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных программ.

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налогообложения и значительного числа государственных программ.

Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма.

Ключевые слова: Налоги
Источник: О.В. Качур, Налоги и налогообложение
Материалы по теме
Льготы по земельному налогу
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Налог на доходы физических лиц
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Проблемы налогообложения малого предпринимательства
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Момент определения налоговой базы
Налоги и налогообложение, Скрипниченко В. 2007
Функции налогообложения и классификация налогов
Миляков Н.В., Налоги и налогообложение
Порядок уплаты земельного налога
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - Налоговое право России
Оставить комментарий