Валидность методики

Валидность методики — соответствие того, что на самом деле изучает (оценивает, измеряет, характеризует) данная методика, тому, для изучения (оценки, измерения, характеристики) чего она предназначена. Если, например, некоторый психологический тест или психодиагностическая методика, основанная на сознательном самоотчете , предназначена для изучения какой-либо черты личности (см.) человека — такой черты, которая не может быть осознана или правильно сознательно оценена самим человеком, то соответствующая методика не будет валидной. На самом деле ответы испытуемого на вопросы, касающиеся наличия, отсутствия или степени развитости у него этой черты личности, могут выражать лишь то, как он воспринимает и оценивает себя, или то, каким ему хотелось бы выглядеть в глазах окружающих людей. В. одно из главных требований, предъявляемых к психологическим тестам и к другим методам изучения психических явлений.

Существуют множество разновидностей валидности, выделяемых и рассматриваемых тогда, когда сама валидность выступает как предмет специального теоретического исследования:

  • априорная,
  • сопутствующая,
  • конгруэнтная,
  • консенсусная,
  • конструктивная,
  • критериальная,
  • содержательная,
  • по определению,
  • дифференциальная,
  • эмпирическая,
  • факториальная,
  • внутренняя,
  • внешняя,
  • теоретическая и ряд других.

До сих пор, однако, не существует единого мнения ни по вопросу о том, как называть разные виды валидности, ни по вопросу о том, каким видам валидности методика обязательно должна соответствовать. Вместе с тем, если психодиагностическая методика является теоретически или практически невалидной, внутренне или внешне невалидной, то ею не рекомендуется пользоваться, по крайней мере в научных исследованиях.

Ключевые слова: Методики
Источник: Немов Р.С., Психология. В 2 частях
Материалы по теме
Тест оценки коммуникативных умений собеседника
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.
Шкала семейного окружения (ШСО)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Определение преобладающего типа темперамента (Белов А.)
...
Методы изучения взаимоотношений
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Исследование нарушений произвольных действий в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методы оценки одаренности творческой личности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Клинический метод диагностики психического расстройства
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного опросника MMPI («мини-мульт»)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий