Общая характеристика способностей. Задатки

Способности — это индивидуальные особенности человека, которые являются субъективными условиями успешного выполнения деятельности и обнаруживаются в быстроте и качестве ее освоения. Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Подчеркнем также, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обнаруживаются в том, насколько легко и основательно знания усваиваются при прочих равных условиях. По этой причине факт, что ученик, лучше решивший несколько математических задач, чем одноклассник, вовсе не обязательно означает наличие у него более развитых математических способностей. Вполне возможно, что он имеет больший опыт решения задач данного типа.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что в состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, и подчеркивал, что «ядро способности — это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование, регулируются, качество этих процессов». Имея в виду умственные способности, С. Л. Рубинштейн указывал на процессы анализа, синтеза, обобщения, т.е. на соответствующие мыслительные действия. Еще один важный с его точки зрения момент: нельзя определять умственные способности, интеллект человека по одному лишь результату деятельности, не вскрывая процесса мышления, который к нему приводит.

Различают общие и специальные способности. Есть разные уровни трактовки вопроса об общих способностях. Если имеют в виду принадлежность к человеческому роду (родовые способности), тогда рассматривают способности к деятельности, общению на основе языка, мышлению, сознательной регуляции активности, рефлексии и др. Если акцент делается на умственных способностях, выделяют общий интеллект (способность к познанию и решению проблем), креативность (способность к творчеству, в том числе и к усмотрению проблем), обучаемость (способность к усвоению знаний и умений в условиях обучения). Наконец, под общими способностями понимают совокупность особенностей личности, отвечающих требованиям ряда взаимосвязанных видов деятельности. С этим соотносится представление о специальных, частных способностях как совокупности свойств, обеспечивающих успех в одном, определенном виде деятельности.

Так, имея в виду организаторскую способность вообще, необходимую государственному деятелю, руководителю предприятия, менеджеру, педагогу, мы вправе сделать акцент на таких компонентах этой способности, как гибкость и критичность ума, умение прогнозировать события, развитый интеллект межличностных отношений, интерес к людям, чуткость, сочетающаяся с требовательностью к ним. Если мы будем обсуждать специальную способность педагога как организатора детской активности, то перечень указанных свойств следует уточнить и расширить, в него войдут склонность к общению с детьми, развитая тенденция к использованию, преобразованию различных видов деятельности в педагогических целях, хорошее эмоциональное понимание детей (эмпатия), развитая речь, некоторая возможно, артистичность.

Еще пример. Независимо от того, какого именно ученого мы будем иметь в виду (физика, биолога, психолога, социолога и др.), можно Назвать компоненты общей способности к исследовательской деятельности: наблюдательность, пытливость, высокая степень развития логических форм мышления, в особенности анализа, обобщения, абстрагирования, последовательность в реализации исследовательских процедур. Если мы обратимся к структуре математических способностей, которую изучал В. А. Крутецкий, то сконцентрируем внимание на обобщении и абстрагировании именно математического материала, на процессе математического рассуждения, высокой обратимости мыслительного процесса (т.е. легкости перехода от прямого хода мысли к обратному), гибкости мышления именно в решении математических задач.

Специфическими являются структуры специальных музыкальных, литературных, технических и других способностей. При этом существует возможность компенсации одних компонентов другими. Так, Б. М.Теплов показал, что отсутствие такого важного компонента музыкальных способностей, как абсолютный слух, может быть компенсировано выработкой комплекса других компонентов, включающий в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и др. Сюда же правомерно отнести данные о компенсации в области формирования индивидуального стиля деятельности.

И. П. Павлов указывал на принадлежность человека к одному из трех типов способностей: художественному, мыслительному и среднему. Основа для выделения этих типов — степень преобладания второй сигнальной системы над первой. Художественному типу свойственны образный характер мышления, эмоциональность, стремление к широкому кругу общения. Мыслительному — преобладание логического мышления, абстрагирования, склонность к теоретическому пониманию действительности. Большинство людей относятся к среднему типу, сочетающему в себе приведенные признаки.

Высшие уровни развития способностей отражаются в понятиях «талант» и «гениальность». Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, творчески, оригинально осуществлять ту или иную деятельность. Талантливым называют человека, внесшего значительный вклад в развитие науки, производства, искусства и т.д. Гениальность — высшая степень проявления творческих возможностей личности. Гений, критически овладевая культурным наследием прошлого, создает новую эпоху в сфере своей деятельности.

Существует точка зрения о связи таланта, гениальности с патологией психического развития. Так, итальянский психиатр и криминалист Ч.Ломброзо, считавший, что талант сродни душевной болезни, описывал общую для пациентов психиатрических клиник и для художников «оригинальность ассоциаций». Немецкий философ и психиатр К.Ясперс писал, что начиная с XIX в. «великие безумцы» чаще всего оказывались больными шизофренией. При этом он приводил имена зачинателей новых направлений в искусстве.

В целом же нет оснований однозначно связывать наличие таланта или гениальности с психическим заболеванием. Слишком велико число выдающихся и психически здоровых мыслителей. Но если мы считаем, что научное или художественное открытие связано с новым, оригинальным взглядом на известные явления, то почему не согласиться с тем, что в некоторых случаях необычность ассоциаций душевнобольного человека может стать предпосылкой или основой такого открытия?

Проявления таланта в детском возрасте принято обозначать термином «одаренность». Общую характеристику одаренных детей составил Н. С. Лейтес. У них наряду с достижениями своего возраста имеются достоинства последующего возраста, благодаря чему их умственная активность и вызывает удивление. Первая особенность личности одаренного ребенка — это склонность к активной умственной деятельности, понимаемая как стремление ею заниматься, расположенность к соответствующим умственным усилиям. Это пристрастие может уже на ранних ступенях развития отчетливо дифференцироваться, поэтому среди выдающихся детей можно встретить выраженных «математиков», «биологов», «лингвистов» и т.д. К собственно умственным особенностям одаренных детей относят их повышенную способность к сосредоточению внимания, быстроту мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокую продуктивность умственной деятельности. У многих из них заметна «творческая жилка», которая выражается в сочинении «научных трудов», написании «учебников» и др.

Может возникнуть вопрос, что в этом случае первично: ускоренный темп развития вызывает умственную активность или сама склонность к деятельности убыстряет развитие? Однозначного ответа нет — не следует противопоставлять причину и следствие, они могут меняться местами и выступать совместно.

Человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение, это всегда способности к деятельности. Как мы уже говорили, они и формируются в деятельности. Поэтому есть все основания для отвержения теорий о наследственности или врожденности способностей. Однако данное обстоятельство не должно вести к отрицанию природных (индивидных) свойств организма, благоприятствующих (или не благоприятствующих) развитию способностей. Наличие этих свойств уже давно отражается в понятии «задатки». Задатки — это анатомо-физиологические (морфологические и функциональные) особенности мозга, органов чувств, телесной конституции, составляющие природные условия развития способностей.

В главе, посвященной темпераменту, мы фактически уже показали, что в качестве таковых могут выступать свойства нервной системы. От них и их сочетания зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок, устойчивость сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. Такого рода особенности организма могут от природы содействовать освоению одной профессии и затруднять приобретение другой. К числу задатков мы вправе отнести особенности строения и функционирования анализаторов, например исключительно высокую чувствительность обонятельного анализатора у некоего человека как фактор, благоприятствующий развитию у него способностей парфюмера. Что же касается телесной конституции человека, то она, в качестве задатка, может оказать существенное влияние на развитие, например, спортивных способностей. Учитель физкультуры вряд ли будет советовать мускулистому низкорослому юноше спортивную карьеру баскетболиста, ибо успех ждет его совсем в других видах физической культуры.

Выступая в качестве условия развития способностей, задатки не предопределяют их развитие. Е.А.Климов замечает, что «природа (организм) не может знать, что затеют общество и цивилизация» . Имея в виду высокую чувствительность обонятельного анализатора в качестве задатка, А.В.Петровский пишет: «Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе» . В этом смысле задатки многозначны (иногда говорят «безлики»), они могут стать условием развития различных способностей.

Хотя сравнительная роль задатков и процесса приобщения к деятельности может быть различной (сравним, например, освоение логических форм мышления и вокального искусства), можно утверждать, что, как правило, именно пристрастное включение человека в тот или иной вид деятельности становится решающим фактором развития способностей. Есть немало примеров, свидетельствующих о том, что у выдающихся людей не очень-то хорошо обстояло дело с соответствующими задатками. В то же время известна печальная судьба многих вундеркиндов (чудо-детей), обнаруживших свою одаренность в детстве, но не реализовавших природных предпосылок в силу неблагоприятных условий воспитания. Можно привести много примеров в пользу того, что «люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, всегда — без исключения — титаны труда».

Современные данные по проблеме наследственности подтверждают вывод (А. Р. Лурия), что влияние генетических факторов на разных возрастных этапах применительно к одной и той же психической функции различно. Есть, в частности, информация о резком уменьшении влияния генетических факторов на когнитивное (познавательное) развитие детей в связи с началом школьного обучения и возрастания влияния в этот период факторов систематической среды . Значит, само включение человека в деятельность может оказывать влияние на реализацию природных предпосылок развития.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология