Период зрелости

Период зрелости является наиболее продолжительным период развития. Период зрелости имеет весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юности, а с другой - от начинающегося процесса старения. Уже в первых периодизациях жизненного пути этот отрезок характеризовался как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Психическое развитие в зрелости связано и с профессиональным самоопределением юноши, его материальной независимостью от родителей. Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Некоторые ученые выделяют две стадии зрелости - первую (от 21 до 45-50 лет) и вторую (от 45 до 50-60 лет).

В период зрелости завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения, признаки которого становятся явными в конце данного периода.

Изучение познавательных способностей человека в зрелом возрасте показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени. Так, с возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться некоторое снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний человека, способность к адекватному и гибкому формированию и изменению схемы ситуации, системы понятий. Эти изменения в интеллектуальной сфере связаны с различиями в становлении и функционировании двух видов интеллекта - «кристаллизованного» и «подвижного», или «текучего». Если возможности второго с возрастом снижаются, то потенциал первого, напротив, обнаруживает тенденцию к более полному раскрытию во второй половине жизни. Этим, в частности, объясняется отмеченный выше факт наиболее высокой творческой продуктивности в зрелом возрасте (20-40 лет).

В период зрелости расширяется круг общения людей, в который входят не только близкие друзья, но и коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами ролевой деятельности взрослого человека.

Определяющим для развития личности в период зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни - профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место приводит к тягостным переживаниям личностного застоя. В поздней зрелости и пожилом возрасте существенное влияние на самооценку и степень удовлетворенности человека жизнью начинают оказывать повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации человека, придать смысл его жизни. Разрыв связей с детьми, их неудачи могут стать свидетельством бессмысленности большей части затраченных усилий.

Неоднородность в период зрелости, о которой уже упоминалось выше, связана и с наличием возрастных кризисов, существование которых было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изучено значительно меньше, чем содержание кризисов детства и юности. Сложность их изучения связана с тем, что они протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. В качестве одного из наиболее значительных кризисов выделяют кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни.

Источник: 
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Темы: 
Материалы по теме
Развитие личности в период взрослости
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Зрелость (взрослость)
Дарвиш О.Б., Возрастная психология
Период взрослости
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Зрелость личности
Слотин Т.В., Психология личности
Как пережить кризис середины жизни
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Понятие о зрелости человека
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий