Сущность и структура обучения

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся. Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс  можно рассмотреть с двух сторон:

  1. активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;
  2. организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

  • знания  – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;
  • умения  – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;
  • навыки  – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру.  Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом. Выделяют следующие структуры:

  • линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;
  • концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;
  • спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;
  • смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Социально-педагогическая поддержка
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Методы учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Формы организации специального обучения
Борякова Н.Ю., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии...
Основы обучения персонала
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Психология учебной деятельности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Инновационные педагогические технологии
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Изучение чешского в Праге
...
Оставить комментарий