Мода и Высокая мода

«От кутюр» (Haute Couture) — в переводе с французского «высокое шитье», т.е. модели лучших модельеров для элиты общества. Например, голландский модельер Эдуард ван Рейн долгое время одевал семью Онассисов, королевскую семью Нидерландов, основал в Голландии свой Дом «Haute Couture». Создаваемые такими художниками модели уникальны: выполняются в единственном экземпляре; выкройки при изготовлении не используются; почти нет швов, выполняемых на швейных машинках; используются сверхкачественные ткани. Эти модели имеют лишь косвенное отношение к моде. Мода начинается там, где начинается массовость моделей.

Что касается Высокой моды, то, во-первых, это чистое «искусство для искусства». Многие модели предназначены лишь для показа, даже не предполагается, что их будут носить в массовом количестве или вообще кто-то выйдет в таких платьях на улицу. Во-вторых, это лабораторные экземпляры, которые при наличии благоприятных условий могут пойти с определенными коррективами в серию, это источники вдохновения и толчок для размышления массе модельеров, работающих на поток. Высокая мола и мода соотносятся, как искусство и реальная жизнь. Искусство, в том числе и в форме Высокой моды, свободно или почти свободно. Художник ценится именно за новизну, новаторство. Повторы в искусстве — дурной тон. Искусство строится на стремлении к исключительности, неповторимости. Поэтому нередко оно забегает далеко вперед от господствующей культуры. На подиум манекенщица выйдет в том. что ей предложит модельер. Последний добьется большего привлечения к себе внимания, если сделает что-то, сильно отличающееся от того, что принято.

Поэтому чертами Высокой моды являются экзотичность, экстравагантность. Высокая мода — это жанр искусства.

Мода же — часть культуры населения данной страны. Культура — это устойчивые формы поведения, потребления, передающиеся из поколения в поколение, это форма ограничения свободы. Мода удовлетворяет потребность быть не как все, а как лучшие (референтные группы) данного общества.

Поэтому, в отличие от высокой молы, мода не свободна от традиций, морали, административных ограничений, социально-психологических регуляторов. Модельеры, предлагающие модели в русле всегда относительно консервативной массовой культуры, работают уже не для искусства, а для производства одежды. Эти модели по-французски называют «прет-а-порте» (pret-a-porter — пригодные для ношения).

Модный человек может позволить себе экстравагантность лишь в очень ограниченной мере. Например, в Высокой моде второй половины (990-х годов четко прослеживается тенденция к обнажению женщины. Повторить это в моде пока невозможно, так как это будет контркультурным вызовом достаточно консервативному обществу.

Поэтому модели для подиума и для улицы совпадают лишь частично, lb, что может позволить себе манекенщица как слуга искусства, не может позволить член общества, живущий за счет общественного признания (звезда, политик или его жена).

Ключевые слова: Мода
Источник: Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Материалы по теме
Понятие моды
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Создание моды и ее участники
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Мода как социально-психологический феномен
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Оставить комментарий