Бюджет — это смета доходов и расходов корпорации. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей. Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.
Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности корпорации рекомендуется составлять следующую сквозную систему бюджетов:
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет амортизационных отчислений;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения ссуд банков;
- налоговый бюджет.
Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот корпорации. Сводный бюджет корпорации равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Корпорации целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений и служб необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, означающий, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет данного предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.
Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:
- результаты анализа бухгалтерской отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
- договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
- прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта исходя из запасов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие условия рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, доход, рентабельность и иные показатели;
- экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда, размер месячного расчетного показателя и т.д.);
- утвержденная учетная политика.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
Начинается бюджетное планирование с прогноза объема продаж, затем составляется материальный бюджет (виды, количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана продаж; бюджет закупок - расходы на закупки всех материалов; трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности, бюджет, административных, накладных расходов, прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; данные по основным производственным и резервным фондам корпорации.
Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельный вес поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного-трех месяцев после отгрузки. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.
Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:
- плана - графика налоговых выплат;
- бюджета фонда оплаты труда;
- плана - графика платежей во внебюджетные фонды;
- бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;
- плана - графика погашения кредитов;
- бюджета прочих расходов.
На практике часто встречается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается, и соответственно в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки бюджета).