Холдинги

Холдинг представляет собой специфическую форму интеграции, предполагающей объединение нескольких компаний под контролем высококонсолидированной материнской фирмы), где та имеет возможность определять их решения на основе обладания контрольным пакетом их акций.

В 1928 г из 513 крупнейших фирм, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 были холдингами (395 - смешанными и 92 - чистыми).

Впервые в российском законодательстве понятие холдинга появилось во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества № 1392 от 1.11.92. Крупнейшими российскими холдингами являются; ЛУКойл, Газпром, РАО ЕС, Связьинвест, Транснефть и т.п.

Выделяют следующие виды холдингов:
- мягкий (традиционный), предполагающий, что материнская компания владеет акциями дочерних при сохранении ими полной юридической самостоятельности;
- перекрестный (дочерние фирмы держат акции друг друга);
- гибкий (осуществляется переход к единой акции с преобразованием дочерних компаний в ООО);
- жесткий (акции дочерних компаний обмениваются на акции материнской, и они перестают существовать как юридические лица);
-перекрестный (дочерние компании обмениваются акциями);
- распределенный (роль материнской компании выполняют несколько фирм, объединенных принадлежностью или аффили-рованостью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц);
- круговой (дочерние фирмы владеют акциями материнской компании);

В ст. 144 Закона о компаниях Великобритании холдинг определяется следующим образом: «Одна компания (А) является дочерней компанией другой компании (Б), являющейся по отношению к ней холдингом, если выполнено хотя бы одно из следующих четырех условий.
1. (Б) обладает большинством голосов в (А).
2. (Б) является участником (А ) и имеет право назначать и увольнять большинство из членов совета директоров компании (А).
3. (Б) является участником (А) и осуществляет в соответствии с соглашением с акционерами или участниками компании ( А) контроль за большинством голосов в (А).
4. (А) является дочерней компанией какой-либо компании, которая в свою очередь является дочерней компанией компании (Б)».

Определяющим признаком холдинга является именно контроль, осуществляемый основной компанией над дочерней, который основывается на участии в ее капитале. Таким образом оказывается решающее влияние на ее руководство.

В то же время, объединения коммерческих организаций в виде основного общества (товарищества) и дочернего общества основаны не только на возможности первого определять решения второго вследствие преобладающего участия, они создаются и на базе договора, или, исходя из любой другой причины.

Холдинговое объединение состоит из подразделений.

1. Головной структуры (производственного предприятия, банка, специальной управляющей компании), которая осуществляет управление остальными на основе участия в их капитале.

Выделяют два вида головных структур:
- чистые (выполняют исключительно контрольно-управленческие функции);
- смешанные (оперативные) помимо управленческих выполняют функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и т.п. сферах.

Может иметь место перекрестное членство совета директоров холдинга и дочерних компаний.

Таким образом, имеет место отделение собственности от управления.
2. Филиалов и отделений, не имеющих статуса юридического лица.
3. Дочерних фирм - юридических лиц, у которых головная структура владеет контрольным пакетом акций. Статусы дочерних фирм определяются внутренними регламентами материнской компании.
4. Зависимых фирм, вложения в которые ниже уровня контрольного пакета, но достаточны для влияния на них по ряду направлений.
5. Компаний, вложения в которые носят портфельный характер, не дающий права управления.

Холдинг может быть создан путем вычленения организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самой холдинговой компанией дочерних акционерных обществ.

Могут быть созданы промежуточные холдинги (субхолдинги) - общества, решающие строго определенные задачи (патентный, лицензионный, холдинг по оказанию услуг, инвестиционный и пр.). Они концентрируют ресурсы и интеллектуальный потенциал на конкретных направлениях работы.

Холдинг является диверсифицированной, если дочерние компании не имеют между собой функциональных или технологических связей, относятся к разным сферам экономики.

Типичный диверсифицированный холдинг - Газпром, интересы которого простираются от металлургии и химии до шинной промышленности и СМИ. Он приобретает электростанции, владеет Оскольским электрометаллургическим комбинатом, и Лебедянским ГОК, Тобольским нефтехимическим комбинатом, Сургутским и Пермским ГПЗ и пр.

В промышленный холдинг могут быть включены различного рода финансовые структуры, представленные банками, инвестиционными фондами и компаниями, финансовыми, страховыми, трастовыми компаниями, депозитно-клиринговыми центрами и пр. Однако они, в отличии от ФПГ, выполняют, в основном, обслуживающие функции, и, в первую очередь, заинтересованы в эффективном использовании собственных финансовых ресурсов, а не в развитии ИКС в целом.

Холдинги распространены и в других сферах экономики. Например, можно выделить два вида банковских холдингов -портфельные и инвестиционные. Портфельные владеют акциями и контролируют деятельность других банков или компаний; инвестиционные, помимо перечисленных функций, осуществляют управление портфелем их ценных бумаг.

Целями создания холдингов являются:
- интеграция участников, снижающая затраты на исследования, разработки, производство и реализацию продукции, хозяйственные риски и пр.;
- расширение масштабов коммерческих операций путем увеличения числа подконтрольных компаний;
- экономия средств и налоговых выплат за счет проведения внутрифирменных торговых и финансовых операций;
- стабилизация производственных связей, кооперация с поставщиками;
- согласование проектов, инвестиционных и сбытовых программ;
- развитие перспективных направлений деятельности;
- вторжение на зарубежные рынки;
- привлечение капитала при сохранении контроля;
- децентрализация и пр.

Для построения холдинговых структур сегодня на практике в России используются две модели.
1. Головной компанией становится один из участников объединения (отечественный пример - ОКБ «Сухой»), но совмещать функции производственной и управляющей компании бывает трудно, у нее может возникнуть соблазн безоговорочно подчинить себе остальных, переносить на них свои риски.

2. Головной компанией становится специальная структура, занимающаяся только управлением активами объединения. Это особенно положительно при наличии значительно числа небольших субъектов (в России, например, «Аэрокосмическое оборудование»).
Головная компания.

1. Осуществляет выработку стратегии объединения (развития интеграционных связей; приобретений; обеспечения конкурентоспособности на мировом, национальном рынках; диверсификации инвестиционного портфеля и пр., осуществляет управление планированием, финансами и пр.

2. Координацию производственно-сбытового цикла, создание технологических цепочек, оптимизацию загрузки мощностей, диверсификацию, устранение дублирования и пр., что снижает издержки и повышает конкурентоспособность.

Недостатками российских холдингов является слабая правовая проработка вопросов взаимодействия входящих предприятий, отсутствие согласованности интересов по совместной производственной деятельности, оптимизации загрузки мощностей и снижения издержек, директивный характер образования.

Источник: 
Веснин В.Р., Корпоративное управление