Карл Ясперс: концепция «витального Я»

В работе «Общая психопатология» К. Ясперс писал, что «единство тела и души истинно только как идея», поскольку человеческое существование всегда представляет собой нечто большее. Он предостерегал против «абсолютизации единичных целостностей», поскольку ни одна из них «не может быть идентифицирована с человеком как таковым». По своей природе человек является существом «незавершенным», законы его существования невозможно объяснить при помощи обобщенных схем и догматических утверждений.

«Пытаясь достичь понимания психофизической взаимосвязи в форме общего принципа, мы неизбежно впадем в метафизику, которая в конечном счете не может не свестись к абсурду».

«Существует великое множество областей, для которых ни разделение, ни единство не представляют проблемы, ибо не имеют никакого касательства к теме исследования – реалиям человеческой жизни, никак не пересекающимся с вопросом о соотношении обеих субстанций» [телесной и душевной. – Прим. авт.].

Здесь следует отметить, что такая позиция Ясперса в отношении психосоматического единства обусловлена его особым отношением к феноменологическому методу, который «вводится как необходимое, можно сказать, вынужденное дополнение к другим методам, т.е. к методам естественных наук... Феноменологию Ясперс ограничивает областью «душевных переживаний личности»». Применение этого метода не является самоцелью, поскольку он один не может помочь ученому выявить какие-либо существенные закономерности человеческого существования. Неудивительно, что соматические жалобы пациентов-невротиков при таком подходе рассматриваются как «фантазии».

Для совокупности телесных ощущений, являющихся промежуточным звеном между «вегетативными событиями» и «психическими феноменами», Ясперс вводит понятие «витальной личности». Подчеркивается изменчивость границ между телом и «Я». В частности, телесные ощущения способны в некоторых случаях полностью подчинить себе сознание, и, на- оборот, иногда особое состояние сознания обусловливает их возникновение.

Заметим, однако, что понимание К. Ясперсом механизма развития психосоматических расстройств не слишком сильно отличается от концепции психосоматической специфичности Ф. Александера или от взглядов других психоаналитиков. Ясперс утверждает, что психосоматическое заболевание может возникнуть:

  • «автоматически», вслед за сильной эмоцией, например, как следствие испуга;
  • как привычная реакция на разного рода трудности, которая может воспроизводиться в сходных обстоятельствах;
  • ради решения важных личностных задач. Тогда в соматическом страдании можно найти нечто существенное для жизни человека. Стоит ему осознать эту связь, как «болезнь обратится вспять» (с. 299-590).
Темы: Я
Источник: Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Материалы по теме
«Я»-концепция в психологии
...
Сколько «Я» у человека?
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Развитие Я-концепции
Мельник С.Н., Психология личности
Любовь к себе
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Структура Эго
Базисное руководство по психотерапии
Вторая топика: Я и Оно (структурная модель Фрейда)
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Я Концепция
Карпов А.В., Общая психология
Рационализация на службе у Я-концепции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Оставить комментарий