Карл Ясперс: концепция «витального Я»

В работе «Общая психопатология» К. Ясперс писал, что «единство тела и души истинно только как идея», поскольку человеческое существование всегда представляет собой нечто большее. Он предостерегал против «абсолютизации единичных целостностей», поскольку ни одна из них «не может быть идентифицирована с человеком как таковым». По своей природе человек является существом «незавершенным», законы его существования невозможно объяснить при помощи обобщенных схем и догматических утверждений.

«Пытаясь достичь понимания психофизической взаимосвязи в форме общего принципа, мы неизбежно впадем в метафизику, которая в конечном счете не может не свестись к абсурду».

«Существует великое множество областей, для которых ни разделение, ни единство не
представляют проблемы, ибо не имеют никакого касательства к теме исследования – реалиям
человеческой жизни, никак не пересекающимся с вопросом о соотношении обеих субстанций»
[телесной и душевной. – Прим. авт.].

Здесь следует отметить, что такая позиция Ясперса в отношении психосоматического единства обусловлена его особым отношением к феноменологическому методу, который «вводится как необходимое, можно сказать, вынужденное дополнение к другим методам, т.е. к методам естественных наук... Феноменологию Ясперс ограничивает областью «душевных переживаний личности»». Применение этого метода не является самоцелью, поскольку он один не может помочь ученому выявить какие-либо существенные закономерности человеческого существования (Кучинский, 2001. С. 151-152). Неудивительно, что соматические жалобы пациентов-невротиков (см. главу 2) при таком подходе рассматриваются как «фантазии».

Для совокупности телесных ощущений, являющихся промежуточным звеном между «вегетативными событиями» и «психическими феноменами», Ясперс вводит понятие «витальной личности» (с. 299-300). Подчеркивается изменчивость границ между телом и «Я». В частности, телесные ощущения способны в некоторых случаях полностью подчинить себе сознание, и, на- оборот, иногда особое состояние сознания обусловливает их возникновение (см. главу 2).

Заметим, однако, что понимание К. Ясперсом механизма развития психосоматических расстройств не слишком сильно отличается от концепции психосоматической специфичности Ф. Александера или от взглядов других психоаналитиков. Ясперс утверждает, что психосоматическое заболевание может возникнуть:
- «автоматически», вслед за сильной эмоцией, например, как следствие испуга;
- как привычная реакция на разного рода трудности, которая может воспроизводиться в сходных обстоятельствах;
- ради решения важных личностных задач. Тогда в соматическом страдании можно найти нечто существенное для жизни человека. Стоит ему осознать эту связь, как «болезнь обратится вспять» (с. 299-590).

Источник: 
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Темы: