Педагогика — наука о воспитании.
Воспитание — передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения младшему. При этом воспитание в специально организованных институтах (образовательных учреждениях) понимается как обучение, а интегрированный сознанием ученика объем знаний, умений, навыков в результате обучения — как образование.
Термины «воспитание» и «образование» не имеют однозначной трактовки. Так, в узком значении «воспитание» нередко подразумевает духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики, морали, нравственности по социально принятым нормам поведения в отличие от «обучения» грамоте, наукам и искусствам. Под «образованием» в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством стандартов образования.
Объектом педагогики является человек в ситуации образования, которого образовательный процесс формирует по социально заданным образцам, развивая его задатки. В педагогике задатки еще называются «сущностными силами индивида». Это физические задатки биологического развития организма индивида; умственные задатки социального развития личности, ее способности интегрироваться в культуру; духовные задатки самовыражения и саморазвития индивидуальности.
Предмет педагогики - культура образования. Культуру образования составляют, с одной стороны, люди в ситуации образования, с другой стороны, педагогическая парадигма и воспитательная политика общества, образовательные учреждения, технологии и методы воспитания. Таким образом, предмет педагогики -сложносочиненный (бинарный).
Взаимоотношения и взаимодействие между обучаемым человеком и институтом образования в этой бинарной системе характеризуются двумя типами культуры: культура образования социлетарного типа (КОСТ) и культура образования индивидуалистического типа (КОИТ).
В КОСТ обучаемый человек адаптируется к стандартам педагогической системы; в КОИТ педагогическая система приспосабливается к индивидуальным потребностям и возможностям ученика. КОСТ формирует личность по социально заданному образцу. КОИТ развивает индивидуальность, сообразуясь с особенностями задатков, стимулирует процессы саморазвития.
В современной культуре образования индивидуалистического типа выделим два направления - личностно ориентированную педагогику и акмеологию.
Личностно ориентированный подход к образованию получил развитие в теории и практике лечебной педагогики Рудольфа Штейнера (начиная с 20-х годов XX века), ориентированной на детей с проблемами физического и умственного развития. Здесь системно и последовательно обосновывались и использовались методологические принципы единства тела, ума, духа; организации обучения, берущей начало в индивидуальных потребностях учащегося; развивающей социальной среды обучения; междисциплинарного подхода к образованию по индивидуальному плану развития ребенка. Цель личностно ориентированной педагогики - стимуляция процессов саморазвития творческой личности.
Объект акмеологии - неиспользованный потенциал личности. Предмет - психическое развитие взрослого человека, становление его профессионализма, всестороннее совершенствование человека в этом процессе, достижение им вершин профессионального мастерства, раскрытие и использование творческого потенциала, резервы и способы оптимизации профессиональной деятельности.