Философия бизнеса организации

Как правило, текущие проблемы не дают возможности разрабатывать и реализовывать стратегические планы, не позволяют мысленно «воспарить над организацией» и «с высоты птичьего полета» охватить взглядом всю ситуацию, в которой организация находится, а затем увидеть свою организацию в перспективе.

Существует множество определений понятия «видение». Например, Б. Карлоф дает следующие определения:

«Видение — это понятие, обозначающее картину относительно отдаленного будущего» или «Видение — это картина того, о чем можно мечтать, состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных условиях и к которому устремлены чаяния владельца компании или ее директора».

Еще одно определение приведено в коллективной монографии:

«Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования»

Управление на основе видения заключается в стремлении людей работать ради достижения каких-то идеалов; видение может служить ориентиром для определения уровня притязаний работников организации. Среди групп ориентиров деятельности организации можно выделить идеалы (то, к чему стремится организация, но не может достичь), цели (общие ориентиры деятельности, достижение которых запланировано в полном объеме на ближайшее будущее) и задачи (количественно измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения конкретных действий).

Значение видения для организации заключается в том, что оно придает смысл труду, становясь при этом средством мотивации работников, а также позволяет объединить деятельность многих в одном направлении; не выделяет желание получить прибыль, а подчеркивает объединение индивидуальных идеалов. Оно обеспечивает преемственность следующих одна за другой целей организации и помогает выработать критерии их достижения. И поскольку для видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса в организации.

Видение может так никогда и не стать реальностью, но его можно пересматривать по мере достижения определенных результатов, поскольку оно представляет собой мысленное путешествие от реального состояния к неизвестному и помогает создать картину будущего путем «монтажа» известных фактов и идеала. Видение связывает бизнес с корпоративной культурой и создает при этом эталоны ценностей, общие для индивидуальной деятельности всех служащих организации. Если же этого не происходит, то начинает проявляться недовольство «низов» и разочарование «верхов» из-за того, что уровень притязаний и видение у разных категорий руководителей организации неодинаковы.

Схема формирования видения следующая: все начинается с изображения образа существующей организации и его описания; затем эксперты изображают образ желаемого будущего состояния организации и после составления описания этого образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием организации. Например, видение конкретной организации в будущем, разработанное персоналом организации в результате обсуждения командой управления, может заключаться в следующем: зрелая, сплоченная и системная организация, которая чутко реагирует на источники развития; корпоративная культура большинства работников ориентирована на развитие организации; от угроз со стороны внешней среды организацию защищает вышестоящая структура, она же является источником поглощения результатов развития организации.

Видение определяет миссию организации — то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. ее предназначение.

«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации», — пишет О.С. Виханский.

Под философией организации при этом понимается сочетание ценностей, верований, принципов, в соответствии с которыми организация планирует осуществлять свою деятельность, а предназначением определяется деятельность, которую организация собирается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть.

В узком смысле миссия — это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация и чем она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования. Другими словами, «миссия — это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде».

Добавим, что цель эта комплексная, для нее есть и внутренние, и внешние ориентиры, в силу чего, очевидно, неверными являются утверждения некоторых специалистов, что «миссию отличает направленность на внешнюю среду: на клиента, потребителя». Организация как открытая система несет в себе миссию, определяющую направление развития организации во внешней среде и внутри себя.

К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят: исторические особенности организации; стиль поведения ее работников; состояние внешней по отношению к организации среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей; специфические особенности организации. Миссия, кроме того, может определяться и кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, и совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией.

В сопровождающих миссию тезисах обычно указывают: целевую направленность организации; наименование продукта, который организация предлагает внешней среде, и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ).

Что дает формулирование миссии для организации?
Во-первых, это дает возможность субъектам внешней среды идентифицировать организацию, а самой организации формировать свой имидж.
Во-вторых, заставляет пересмотреть факторы, лежащие в основе управления, и помогает взглянуть на деятельность организации «с высоты птичьего полета» (широкая панорама).
В-третьих, направляет векторы интересов сотрудников организации в одну сторону — к цели.
В-четвертых, помогает работникам организации идентифицировать себя с организацией, что усиливает мотивацию.
В-пятых, устанавливает определенную социальную культуру в организации.
В-шестых, является основой при формировании целей организации и принятии наиболее важных решений.

Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования.

Предпочтительно сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным определением миссии организации.

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. Цели служат критерием оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

Из теории организации известно, что каждая организация — это целевая общность людей, однако цель не должна трактоваться упрощенно. На деле речь идет о целевой структуре, состоящей как минимум из трех групп целей, которые представляют собой органическое единство и эффективность достижения которых различна в условиях разных структур.

Не все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации. Кроме того, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой. Если же обратиться к теории Маслоу, то станет ясно, что люди не могут полностью достичь своих целей, поэтому целеполагание есть процесс непрерывный и итеративный.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются собственники организации, ее работники, потребители (покупатели) продукта организации, ее партнеры, местное сообщество, общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны отражать взаимодействие с каждым из названных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей продукции организации.

Попытки специалистов классифицировать цели организации приводят к тому, что в одном случае рассматривается целевая картина в четырех измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. В другом случае цели организации представляются в виде перечней неэкономических (социальных) целей, либо экономических целей (качественных и количественных показателей деятельности), либо временных целей (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем случае выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:

  • положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);
  • инновации в технологии, методы организации труда;
  • производительность при меньших затратах ресурсов;
  • ресурсы, будущая потребность в них;
  • доходность — количественный уровень необходимой доходности;
  • управленческие аспекты — персональные достижения менеджеров организации;
  • персонал — в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность — высокую заработную плату, лучшие условия труда, общение и т.д.);
  • социальная ответственность как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечению его качественными товарами и услугами, формированию благоприятной экологической среды, участию в решении острых социальных проблем.

Критериями качества целей обычно служат такие показатели, как:

  • конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);
  • напряженность и достижимость (повышает мотивацию);
  • измеримость;
  • сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);
  • гибкая возможность корректировки стратегии.

Еще недавно преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей и для себя, и для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утеряла часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, она продолжает оказывать влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день.

Специалисты говорят, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было отмечено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее западные исследователи не смогли, на наш взгляд, определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.

К факторам, определяющим цели организации, следует отнести параметры, представленные на рис. 7.4.

факторы определяющие цели организации

Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируют с учетом базовых и стратегических критериев.

Ключевые слова: Организация
Источник: Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Материалы по теме
Организационный эффект
Пригожин. Методы развития организации
Международные и национальные бухгалтерские организации
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Задачи и функции организационной культуры
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Кредитные организации
А.С.Булатов, Экономика
Сущность мотивации как функции управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Типы организационных коммуникаций
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Парадигмы управления персоналом и типы организационной культуры
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Инвестиционная политика организации
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Оставить комментарий