В XIX — начале XX в. обмен валют осуществлялся на основе золотого стандарта. Каждое государство фиксировало содержание золота в своей валюте и гарантировало возможность ее обмена на такое количество золота. Обменный курс определялся на основе сравнения золотосодержания валют с допуском ±1% на расходы по транспортировке золота. Например, если GBP=1/4 троицкой унции, a USD=1/20 троицкой унции, то 1 GBP=5 USD. Стоит отметить, что российский рубль в это время тоже был твердой валютой и обменивался на золото. Очевидно, что такой валютный рынок не очень интересен для спекуляций, потому что золотое содержание в валютах практически не изменялось. Однако стабильное состояние валютного рынка благоприятно как для экономики всех стран, так и для бизнеса. Действительно, оно позволяет прогнозировать будущее и строить долгосрочные планы, что увеличивает стабильность бизнеса и уменьшает валютные риски. Кроме того, из-за медленных способов передвижения и неразвитых средств телекоммуникации другого механизма определения курсов валют и не могло быть. Представьте себе торговца, который целый месяц плывет на корабле из Англии в Америку, а по прибытии узнает, что курс доллара изменился на 30%.
Золотой стандарт имел и ряд недостатков:
- странам приходилось иметь большие золотые резервы, что достаточно накладно для экономики;
- любое государство могло отказаться от обмена валюты на золото или изменить золотосодержание в своей валюте;
- перемещение золота было связано с большими накладными расходами.
Во время первой мировой войны, как и в периоды любых мировых катаклизмов, нарушились соглашения по обмену валют на золото. Великая депрессия 30-х годов помогла развалу валютной системы, основанной на золотом стандарте. Следует отметить, что историческое господство Англии привело в свое время к тому, что стерлинг котировался на уровне золота и был мировой валютой. Экономический кризис, развал валютного рынка, фальшивые стерлинги, выпущенные фашистской Германией, и вторая мировая война окончательно подорвали доверие к стерлингу. Таким образом, к концу второй мировой войны требовалось разработать новую систему регулирования международного валютного рынка.
Возрождение валютного рынка началось с Бреттон-Вудской конференции (США), которая прошла в июле 1944 г. по инициативе стран-победительниц второй мировой войны (США, Великобритания, Франция). На этой конференции была совершена попытка вернуться к аналогу золотого стандарта. Отличием было то, что вместо стерлинга основной мировой резервной и расчетной валютой был признан доллар, так как за время второй мировой войны США пострадали менее всего и являлись наиболее процветающей экономической державой. На конференции были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Страны, которые вошли в МВФ, обязались поддерживать курсы своих валют на основе фиксированных паритетов. То есть они должны были поддерживать эти курсы по отношению к доллару в диапазоне ±1% с помощью интервенций центральных банков. США, в свою очередь, обязались обменивать доллар на золото для центральных банков других государств по фиксированному курсу 35 USD=1 троицкой унции золота. До экономического кризиса 70-х годов эта система продолжала функционировать, но когда доллар «закачался», остальным странам стало не выгодно поддерживать паритетность курсов, «бегая за долларом». Кроме того, с 1971 г. США перестали обменивать доллары на золото.
Наступил новый этап развития международного валютного рынка, когда курсы валют стали «плавающими» (свободными). Такая ситуация окончательно была закреплена в 1976 г. в Кингстоне (Ямайка). Как мы уже говорили, свободный рынок, определяемый спросом и предложением, — вещь хорошая, но и опасная. Поскольку курс валюты оказывает существенное влияние на благополучие экономики страны, то свободные курсы валют создают большие проблемы для прогнозирования и регулирования экономик стран. Поэтому, насколько нынешний валютный рынок интересен для спекуляции, настолько он опасен для экономик стран и для бизнеса.
Европейские государства стараются решить проблему такой нестабильности курсов валют тем, что пытаются внутри Европы сохранить фиксированные паритетные курсы между европейскими валютами, введя искусственную денежную единицу ЭКЮ как «корзину» основных европейских валют. Страны члены Европейской денежной системы договорились удерживать курсы своих валют по отношению к ЭКЮ в допустимых пределах ±2.25% так же, как раньше делали это по отношению к доллару. Стремление к стабилизации курсов валют, к созданию более контролируемой и прогнозируемой ситуации выражается в попытках по инициативе Германии ввести в Европе общую валюту.