Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения

Эпоха Средневековья (длилась около 10 веков). Начало нового этапа в развитии психологии было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Возник новый этап -патристика, то есть учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучались грамоте. Были разработаны способы эмоциональной разрядки, очищения. Это прежде всего исповедь и покаяние. Терапевтический эффект был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг. н.э.). Считал, что основу души образует воля, а не разум. Основоположник учения «волюнтаризм». Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, высшему счастью и постижению благодати. Человек на заре существования не смог правильно распорядиться свободой. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничить собственно свободу, направляя свою волевую активность на постижение веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Путь саморазвития описан в его работе «Исповеди».

Арабский мыслитель Ибн Сива (Авиценна) (980-1037 гг.). Теория двух истин. Существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественнонаучное. Авиценна проводил ассоциативные эксперименты.

Ибн Рушд - арабский мыслитель - выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела. Это свидетельствует о богоподобии человека.

Фома Аквинский (1226- 1274 гг.) был против взглядов Ибн Рушда об отделении души от разума. Считал, что мышление - главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. Отстаивал идею о вечности души.

Роджер Бэкон (1214- 1292 гг.). Ему принадлежит известный тезис: «Знание - сила». Большое значение придавал роли науки, развитию способностей, интеллекту.

Эпоха Возрождения
В это время предметом психологии выступает сознание. Впервые были проведены исследования способностей, изучение познания, эмоциональной сферы, аффектов. Широко использовался естественнонаучный подход к исследованиям психики. Были заложены основы дифференциальной психологии.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.

Ключевые слова: Психология, Возрождение, Средневековье
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Предмет, задачи, основные понятия в детской клинической психологии
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Культура классического средневековья XII—XIV в.
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Зарождение национальных государств в Средневековье
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Основные особенности культуры эпохи Возрождения
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии
...
Оставить комментарий