Понятие ситуации в психологии

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. В наиболее общем виде под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Такое общее определение необходимо конкретизировать. Толкования этого понятия могут быть самыми разнообразными. В немалой степени этому способствуют и особенности человеческого восприятия. Восприятие человека происходит в сложных конструктах типа человек в ситуация поэтому общение достаточно эффективно без учета отдельных личностных черт собеседника. Однако когда нам приходится охарактеризовать человека, то мы прибегаем, как правило, к личностным чертам.

В последние годы все больше внимания уделяется изучению социальной и психологической среды обитания человека. Новая Отрасль исследования в конце 60-х годов получила название Психологии среды (environmental psychology), или психологической экологии, основателем которой считается Р. Баркер (R. Barker).

Проблемы, рассматривающиеся в психологической экологии, касаются изучения личности в реальной жизни. Среда понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточившие внимание на человеке как едином замкнутом целом. При этом часто забывалось о существовании неразрывной связи между человеком и условиями его жизни. Переменные среды следует подвергать анализу в той же мере, что и личностные переменные. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа <компонентной перспективы>, согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия. Без выяснения того, что стоит за понятием ситуации, невозможно корректно оперировать с понятием не только личности, но и поведения. В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение человека. Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую только декларируется. Между тем, расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте социальных процессов, происходящих в обществе, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность.

Частое использование понятий <среда> и <ситуация> в качестве взаимозаменяемых побуждает обратиться к анализу понятия <ситуация>. Следует отличать жизненные ситуации от ситуаций психодиагностического обследования, под которыми подразумеваются условия проведения обследования. В дальнейшем под термином ситуация будут подразумеваться жизненные ситуации, кроме специально оговоренных случаев.

Определение понятия ситуации велись оживленные дискуссии о детерминации социального поведения и роли личности и ситуации в ней, в которых участвовали Г. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Queen), Дж. Рейнхардт (J. Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и многие другие. Однако обратимся к современным исследованиям. Очевидно, участники дискуссии остались каждый при своем, поскольку до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации.

Существует множество разнородных определений. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, социо- и психолингвистика, социальная психология, психология обучения, наконец, клиническая психология. Сегодня существует более тысячи работ, касающихся ситуаций, причем в самых различных областях исследования - от архитектуру до антропологии, от маркетинга до микросоциологии. К понятию ситуации, помимо психологов, обращались философы, теологи, юристы. Таким образом, интерес к ситуационным детерминантам поведения не нов и не исключителен для социальных наук. Ситуация может быть определена на разных уровнях, от квикро- к макро. Так, Д. Магнуссон (D. Magmisson) предложил несколько уровней определения ситуации:

  • А. Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия.
  • В. Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие причину и следствие.
  • С. Ситуации (Situations) - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам.
  • Д. Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.
  • Е. Среда (Environments) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Таким образом, при определении ситуации акцепт ставится на ее внешнем характере. Чаще всего ситуация определяется именно этими рамками. Так, например, Л. Фергюссон (L. Fergusson) находит место ситуации в психологической структуре, среди четырех предикторов личности, обусловливающих ее поведение наряду с конституциональными (соматическими), групповыми (социальными обычаями, привычками, аттитюдами) и ролевыми, в том числе сексуальными особенностями.

Понимание ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека перекликается с такими понятиями, как <социальный случай>, <случай>, <социальный эпизод>. При этом уровни определения ситуации не учитываются. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Такое определение ситуации наиболее распространено. Его придерживаются Л. Магнуссон (L. Magnusson), А. Фарнхейм и М. Аргайл (A. Furnheim, М. Argyle), Л. Фергюссон (L. Ferguason), В. Мишель (W. Mischel), Г.В. Балл и др. Согласно такому пониманию, структура ситуации включает в себя несколько действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.

Согласно несколько иной позиции, использование понятия ситуация в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания ее не как совокупности элементов объективной действительности, а в качестве результата активного взаимодействия личности и среды. При таком понимании ситуации выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Предпринимаются попытки обоснования отсутствия тождественности понятий среды и ситуации, несмотря на их близость. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

Л. Николов указывает на несколько характерных различий в понятиях ситуации и среды. Так, понятие ситуации не совпадает с видами среды, являющейся сложным образованием с географической, социальной, макро- и микросредой и т.п.

Во-вторых, среда внесубъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда <чья-то> ситуация). Кроме того, среда характеризуется устойчивостью и длительностью, стабильностью, а ситуация всегда кратковременна. Объективные и субъективные ситуации анализируются также К. Стеббинсом, который под объективной ситуацией понимает актуальное физическое и социальное окружение, а под субъективной - любой компонент субъективной ситуации, воспринимаемой человеком и поэтому получающей то или иное значение.

Значению и определению ситуации много внимания уделяет также Т. Шибутани, показавший, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется т.н. <воспринимающе-когнитивными системами индивида>. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного Алексеем Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторам среды.

В одном из отечественных исследований В.Н. Воронина, И.Н. Князева предпочтение также отдается второму подходу, а ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом. По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяются два момента: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. В связи с этим описываются уровни психологической репрезентации ситуации в зависимости от степени полноты представленности в целостной картине мира. Отмечается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.

Ключевые слова: Психология
Источник: Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций
Материалы по теме
Специальная психология
Государев Н.А., Специальная психология
«Психологические ловушки» на бирже
Мухортов В. В. Психология инвестирования. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2005. — 192 с.: ил....
Онтопсихология
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Предмет изучения психологии, ее задачи
Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с...
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Трансперсональная психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Структурная психологическая школа В. Вундта
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Оставить комментарий