Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов.

Группа - это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.

Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина.

Так, люди, столпившиеся на улице и наблюдающие за последствиями дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию.

Агрегация — соединение людей, случайно оказавшихся в данном месте, в данный момент времени. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, как и в приведенном выше примере - через минуту-другую они разойдутся навсегда, и маловероятно, что они когда-то встретятся еще раз.

Рассматривая проблему классификации социальных групп, следует подчеркнуть, что подходы к ее решению весьма разнообразны. Один из наиболее распространенных - подход Г.М. Андреевой.

  • Условная группа- выделяется на основании социальных признаков (нация, класс, пол, возраст и т.п.).
  • Реальная группа - значительная по размерам, сложно организованная общность людей, включающая в себя несколько групп, члены каждой из которых объединены системой межличностных отношений и вовлеченных в совместную деятельность (коллектив учебного заведения, завода и т.д.).
  • Контактная группа - совокупность людей, находящихся в непосредственном общении. Реальная совокупность людей, находящихся друг с другом в контакте, и реально существующая в ограниченном пространстве и отрезке времени.
  • Группа референтная (от лат. reference - сообщающий) - реальная или условная группа людей, система норм, ценностей и оценок которой является эталоном для индивида и на которую он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида, в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Л.И. Уманский классифицирует социальные группы по уровню их развития. Уровень развития группы характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

Исходя из этих критериев, Л.И. Уманский выделяет следующие типы социальных групп.

Конгломерат (лат. conglomerates-собранный, скопившийся) - группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь и пр. Общение кратковременно, поверхностно, ситуативно. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis - именной, существующий только по названию) - группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами.

Номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа - это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того, чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс оговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация (лат. associatio - соединение) - группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера - делового или популярного.

Характерной особенностью группы-ассоциации является консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т.е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, инте-риоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. В группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали - сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников - людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) - целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа-автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Достигаются состояния сплоченности и референтность группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;
Внутренняя слитность - совместимость членов группы, их лояльность друг к другу;
Внутригрупповая мораль требует от каждого члена группы:

  • во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все».
  • во-вторых, действий в интересах своей группы.

Член группы, нарушивший этот императив, наказывается. От самой жесткой меры - исключение из группы - до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio - объединение, сообщество) - группа, характеризуемая гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (лат. collectivus) - группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных.

Достижение уровня коллектива-трудная задача для любой группы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив -это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время работать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологических черт коллектива необходимо группе, прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - автономию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает высшего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабильно работать. В случае необходимости группа снова может мобилизовать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе нет необходимости, иначе моральные и физические силы ее членов могут быстро иссякнуть. В терминах организационной социальной психологии коллектив можно охарактеризовать как группу единомышленников.

Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов.

Малая группа может быть охарактеризована с точки зрения: содержания ее психологии; своеобразия ее социально-психологической структуры и динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней.

Таким образом, малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющими свои особенности, которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутри-групповых социально-психологических явлений и процессов.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.

В.Г. Крысько выделяет следующие компоненты психологической структуры малой социальной группы:
Взаимоотношения. Под взаимоотношениями понимают субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Общественно-политические взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения целей, важных для ее членов.
Внеслужебные взаимоотношения складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д. Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.

  • Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривает учет индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Он же требует соблюдения субординации в отношениях между всеми членами группы, сохранения личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.
  • Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить принадлежность к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
  • Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда) часто складывается стихийно и в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования малой социальной группы. Между тем значение ее очень велико. На ее основе формируются все остальные компоненты психологии малой группы:

  • взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности;
  • постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия;
  • психологическое соперничество и соревнование;
  • подражание и самоутверждение.

Все они обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

В ходе межличностных отношений осуществляются: самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Самоутверждение - активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение, а поэтому и весьма действенный стимулятор его развития. Человек не столько стремится занять официальное служебное или профессиональное положение, сколько нравственно-психологически утвердиться в системе межличностных отношений. Занять достойное в ней положение, которое обеспечивало бы ему уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь, защиту и тем самым способствовали бы удовлетворению потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.

Групповое мнение - интегрированностъ оценочных суждений большинства членов группы по проблеме, затрагивающей их интересы. Групповое мнение выполняет определенные функции, может быть формальным, неформальным, позитивным и негативным.

  • Информационная - показывает, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.
  • Функция воздействия посредством ее оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.
  • Оценочная - с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.
  • Стимульная - влияние на поведение как отдельных членов, так и социальной группы в целом.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Сложившееся общее мнение группы - реальная и действенная нравственная сила. Через него она влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством:

  • информирования о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;
  • предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям;
  • постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения.

Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

В процессе формирования и развития групповое мнение проходит три этапа.

  • На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему.
  • На втором они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения приходят к общей точке зрения.
  • На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Групповые устремления - совокупность целей, задач, потребностей, мотивов, интересов, основных ценностных ориентаций членов группы определяющих основные виды и направления групповой деятельности. Групповые устремления могут быть узко корпоративными и общественно значимыми, также позитивными и негативными. Они так же, как общественное мнение выполняют ряд функций.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции.

  • Ценностно-нормативная - свидетельствует о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы.
  • Организационно-функциональная - в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • Индивидуально-мотивационная - фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов малой группы.

Таким образом, интегрирующая и организующая функция групповых устремлений в системе совместной деятельности проявляется на трех уровнях: ценностно-нормативном, организационно-функциональном и идивидуально-мотивационном.

Важнейшей составной частью психологии малой группы являются групповые настроения - сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К групповым настроениям обычно относятся:

  • совместные переживания конкретных событий, фактов;
  • сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
  • устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Традиции - исторически сложившиеся и принимаемые большинством группы стереотипы и правила поведения, которые стали внутренней потребностью каждого члена группы. Традиции свидетельствуют о стабильности и уровне развития группы. Традиции могут носить позитивный, либо негативный характер. Негативную традицию устранить административными методами практически невозможно, ее можно заменить позитивной традицией. Традиции воплощают в себе определенные групповые ценности. Семейные традиции являются воплощением семейных ценностей.

Межличностные отношения - социально-психические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения проявляются в психической совместимости - несовместимости.

В малой социальной группе могут проявляться различные формы власти. Структура власти малой социальной группы - психологическое распределение отношений руководства и подчинения.

Награждающая и принуждающая власти относятся к стимулирующей власти. Экспертная власть опирается на специальные знания, которые могут быть востребованы в определенных ситуациях. Информационная власть опирается на убеждение. Каждая форма власти предполагает соответствующие ей санкции по отношению к членам группы.

Структура коммуникаций в малой группе включает соответствующую модель коммуникативных сетей:
«Колесо» - наиболее центрированная коммуникативная сеть - информация передается только через лидера. «Игрек», «цепь», «круг», «сложный круг» - менее централизованны.
Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике.
Под групповой динамикой понимается совокупность динамических процессов, происходящих одновременно в группе в определенный период ее существования.

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.

На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, осуществляется первичная адаптация друг к другу. Проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.

Вторая стадия является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. Вырабатываются общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, могут обостряться межличностные отношения, возникать конфликты. Появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. Складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах. Но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему. Групповое мнение адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.

Выделяют основные виды группового поведения.

Феномен группового давления обуславливает феномен конформизма (приспособления). Конформность - конформное поведение результат социального влияния т.е. социального давления. Она появляется тогда, когда возникает конфликт между мнением индивида и групповым мнением и это противоречие разрешается в пользу последнего. Мера конформности - это мера подчинения индивида группе в том случае, когда противопоставление мнений воспринимается индивидом субъективно и возникает конфликтная ситуация как специфическая форма группового взаимодействия. Сходным понятием выступает единообразие, но его отличие заключается в том, что принятие определенных стандартов не является результатом группового давления. Конформость тесно связана с таким понятием, как внушаемость.

Конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Внушаемость наиболее ярко проявляется в ходе обсуждения какой-то проблемы, в ходе чего возникает групповая норма, которой подчиняются индивиды - аутокинетический эффект (позиции совпадают, но необязательно норма (решение) будет верным), что и является предпосылкой возникновения конформности.

Внутригрупповая внушаемость - бесконфликтное принятие мнения группы.

Коллективистское самоопределение - относительное единообразие в результате сознательной солидарности индивида с оценками группы.

Следует отметить, что групповое давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Когда давление оказывает большинство группы - это нормативное влияние и индивид воспринимает мнение группы как норму.

Информационное влияние - давление меньшинства группы - индивид рассматривает это мнение как информацию, на основании которой он может сделать для себя тот или иной выбор. Психологический механизм влияния большинства и меньшинства различен.

Большинство «давит» нормой, подчиняя себе мнение индивида, он вынужден менять свое поведение, демонстрируя внешне согласие, оставаясь внутренне при своем мнении - внешний конформизм.

Меньшинство предлагает индивиду информацию. Если индивид ей доверяет, он меняет свое мнение, происходит его «обращение» в новую точку зрения — внутренний конформизм.

Групповая сплоченность - система межличностных отношений, имеющая эмоциональную основу. Уровень групповой сплоченности определяется при помощи социометрической методики. Социометрия — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Социометрический критерий - ценностное суждение, моделирующее тот или иной вид деятельности и позволяющее более определенно выразить симпатии и антипатии личности к окружающим при социометрическом опросе. Примером социометрического критерия может быть вопрос: «С кем из товарищей по учебе Вы бы хотели в дальнейшем вместе работать?»

Таким образом, определяется процент взаимных выборов основанных на взаимных симпатиях и антипатиях. При помощи социометрической методики определяется «индекс групповой сплоченности».

Лидерство и руководство

Лидерство - психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидер (англ. leader- ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. Лидерство - это отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.

Руководство в большей степени социальная характеристика отношений в группе, с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. Подходы к классификации лидерства весьма многообразны.

Руководитель, лидер должны выбирать и сочетать стили исходя из специфики деятельности, складывающейся управленческой ситуации с учетом своих индивидуальных психологических особенностей.

Выделяют два основных вида лидерства:

  • лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство»), лидер, нацеленный на задачу;
  • лидерство в эмоциональной сфере («эмоциональное лидерство»), лидер, нацеленный на взаимоотношения.

Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.

При этом необходимыми условиями лидерства являются:

  • желание самого лидера быть лидером;
  • желание группы признать за ним право на лидерство. Исходя из этого, лидерство является двусторонним процессом и всегда проявляется на социальном фоне.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся:

  • интеллект, стремление к знаниям;
  • доминантность, уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость;
  • креативность, стремление к достижению целей, предприимчивость;
  • надежность, ответственность, независимость;
  • общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Принятие группового решения

Принятие решения - функция руководителя. Но более сложная функция - организация группы на его выработку и принятие. Групповое решение, как правило, более эффективное. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. При ее организации и проведении необходимо учитывать следующие закономерности:

  • столкновение противоположных позиций позволяет всесторонне рассмотреть проблему, уменьшить сопротивляемость к новой информации;
  • если решение инициировано группой - является логическим выводом из дискуссии, поддержано большинством - оно превращается в групповую норму.

В ходе принятия группового решения происходит поляризация мнений, имеющихся у личных индивидов, микрогрупп. Одно из них либо принимается, либо отвергается большинством группы. Усредненное мнение отмирает. Групповое решение не самое оптимальное, в нем, как правило, отсутствуют элементы риска. Оптимальный вариант: на фазе разработки решения - групповой подход, на фазе его принятия - индивидуальный.

Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.

Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального-установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально психологический климат - это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого-объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.

В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологического климата как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатических зоны»:

  • Социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.
  • Моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе.
  • Психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат-это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
  • удовлетворенность принадлежностью к группе;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • высокая сплоченность всех членов группы.
Ключевые слова: Группа
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Манипулирование как источник межличностного конфликта
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Психология малых групп
Ритерман Т.П., Психология
Возникновение группового тестирования
...
Социально-психологические феномены в малых группах
Жуйкова И.В., Социальная психология
Групповая психокоррекция
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Виды власти в группе
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Эффективность групповой деятельности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Численность малой группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий