Значимость общения для мужчин и женщин

Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми (ChodorowN., 1989; Miller J., 1986; Gilligan С., 1990), это проявляется и в большей для женщин значимости общения.

В. Б. Буланова (2005) отмечает, что отношение к общению у девочек характеризуется потребностью в подруге, тяготением к мальчикам старшего возраста, ориентацией на авторитет взрослых; у мальчиков — стремлением занять свое место в коллективе, желанием добиться признания сверстников, потребностью в общении с девочками и потребностью в общении «на равных» со взрослыми.

Роуз и Рудолф (Rose, Rudolph, 2006) указывают на то, что у мальчиков и девочек имеются различные стили взаимодействия в группе. Мальчики показывают большее стремление к доминированию и деятельности. Они чаще прерывают друг друга, командуют, угрожают, хвастаются, отказываются идти на уступки. Девочки, наоборот, ориентированы в большей степени на сотрудничество и кажутся более заинтересованными в поддержании взаимоотношений. Эти же исследователи установили, что мальчики имеют менее длительные взаимоотношения с партнером по общению, чем девочки. С другой стороны, мальчики стремятся иметь социальные связи более тесные, чем девочки, поэтому мальчики становятся друзьями чаще, чем девочки.

Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях (Johnson W., Termal L., 1940; Termak L., Tyler L., 1954). Вследствие этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. О. А. Тырнов (1996), например, выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени, чем девушки, владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.

Считается, что женщины больше тратят времени на разговоры, чем мужчины. Но это мнение не подтверждается эмпирическими данными исследований «суммы времени, потраченного на разговоры» (Kollock, Blumstein, Schwarz, 1985; Swacker, 1975; Zimmerman, West, 1975). Данные исследований показывают совершенно противоположный результат: если учесть все время, потраченное на разговоры, то мужчины говорят больше женщин (Kollock et al., 1985).
Палуди М., 2003, с. 223.

Большее стремление девочек к общению показано и другими исследователями (Сапожникова Л. С., 1973). Это же выявлено и на взрослых («Психологические...», 1977; Петрова С. М., 1995). А. А. Бодалевым (1983), например, установлено, что объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин. В то же время, как показано Т. В. Архиреевой (2007), мальчики в большей мере удовлетворены отношениями со сверстниками, чем девочки. По-другому складывается удовлетворенность при деловом общении. По данным автора, у девочек отношения с учителями складываются лучше. Эта же тенденция выявлена Л. К. Серовой (2007) при изучении удовлетворенности взаимоотношений спортсменов с тренером (табл. 11.1).


У мужчин прослеживается наибольшая удовлетворенность эмоциональным контактом с тренером, у спортсменок — удовлетворенность гностическим компонентом (компетентностью тренера).

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно у женщин, но не обнаруживает такой же связи у мужчин (Johnson W., Termal L., 1940).

Женщины больше мужчин нуждаются в интимных (доверительных) отношениях с представителем другого пола (мужем, сыном или любовником). Именно благодаря установлению интимных отношений женщины приобретают сознание собственной значимости (в отличие от мужчин, которые сознание собственной значимости приобретают за счет успехов на работе, а интимные отношения находятся у них на втором плане).

Темы: Общение, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Теснота общения и пол
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Половые различия в общительности и социальной перцепции
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в использовании вербальных средств общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Половые особенности выбора партнера общения
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в использовании невербальных средств общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужской и женский стили общения
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий