Йога — техника освобождения

К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели освобождения, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках системы под названием «йога», сформировавшейся примерно на рубеже IV—III вв. до н. э. и связанной с именем древнеиндийского мыслителя Патанджали, автора «Йога-сутры» или «Сутрах Патанджали».

Слово «yoga» происходит от глагола yuj, что значит «прилагать усилия, стараться, упражняться, сопрягать, связывать». Отсюда два основных значения: 1) «упражнение», «обуздывание» и 2) «преданность», «сопряжение», «единение».

Основная цель йоги - отделить Пурушу от Пракрити и добиться слияния своей индивидуальной Пуруши (Атмана) с универсальной Пурушей (Брахмо), именуемой в рамках этой системы Ишварой. Ишвара в системе йоги не связана с сансарой, в форме Ишва-ры она уже свободна, и именно с ней и надлежит слиться.

Потому-то и весь характер йоги, в отличие от философии санкхья, направлен не столько в область спекулятивных абстракций, туманных рассуждений о слиянии и освобождении, различных Гунах и таттвах, сколько в область практической реализации поставленной цели.

Главное в системе йоги - практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы стремящийся к мокше индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизнен,. ную активность и таким образом воспитывать в себе особое над-чувственное сознание, уже подготовленное к встрече с Ишварой.

Комплекс практических приемов и методов в системе йога весьма сложен. Для овладения им требуются выдержка, упорство, аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить весь свой организм, даже его физиологические функции, под начало волевых импульсов, основанных на сложной психотехнике. Вся система самоподготовки и тренировки подразделяется на восемь этапов.
1. Воздержание (яма). Быть сдержанным во всем, уметь самоограничиваться в пище, в жизненных удобствах и тем более в страстях: подавление полового инстинкта предотвращает напрасное расходование жизненной силы, нервной энергии и способствует сосредоточенности, умеренности.
2. Выполнение предписаний (нияма). Здесь на первый план выходит один из кардинальных принципов древнеиндийской традиции, тесно связанный с представлениями о перерождениях: ненасилие (ахимса). Принцип ахимсы, т.е. отказ от убийства и нанесения вреда всему живому, во второй половине I тысячелетия до н.э. активно вытеснял древнюю практику кровавых жертвоприношений. Но не только убийство — любое причинение вреда, даже словом, осуждалось. Выполнять предписания значило добиться полной гармонии поведения, мыслей, слов.
3. Упражнения для тела (асана). На этом этапе надлежало разучивать различные позы, обеспечивающие условия для сосредоточения, закалять тело, упражнять его, научиться управлять им. Стоит заметить, что все это вело к физической закалке организма. Йоги, как правило, не подвержены заболеваниям, их организм долго не стареет.
4. Дисциплина дыхания (пранаяма). Задача в том, чтобы добиться равномерного, медленного и глубокого дыхания, научиться владеть дыханием, задерживать его без ущерба для организма. Мастера йоги, как известно, немалого добивались на этом пути: вполне достоверны описания временного погребения йогов, лишения их воздуха, заключения в стеклянные гробы на многие дни, даже недели, доведения до почти бездыханного состояния с едва прощупываемым пульсом с последующим «воскресением».
5. Дисциплина чувств (пратьяхара) - последняя из подготовительных стадий, суть которой в умении отключать свои органы чувств, не реагировать на внешние раздражители. Обнаженный йог на снежных вершинах Гималаев не должен ощущать холода и неудобств, его рот, глаза и уши должны уметь не ощущать вкуса, не видеть и не слышать, когда он этого пожелает.
6. Дисциплина ума (дхарана). На этой стадии уже вполне подготовленный йог должен овладеть искусством регулировать свое сознание, уметь сосредотачивать свои мысли на избранном предмете или объекте (будь-то часть его тела или абстрактный облик вожества, того же Брахмана). Это уже первый шаг к состоянию высшей святости, к состоянию слияния с Абсолютом.
7. Созерцание (дхиана) - второй шаг на этом пути. Сосредоточенная на одном мысль все углубляется, становится все более отмеченной, иррациональной и в идеале, как считается, доходит но познания реальной первоосновы того иллюзорного феномена, на котором сосредоточена мысль.
8. Транс и экстаз (самадха) - последняя стадия. Если дхиана I. (стигает цели и созерцающий доходит до состояния транса, абсолютного внутреннего духовного экстаза, то его духовное «я», его Пуруша, освобождается. Состояние самадхи ведет к конечной цели всех усилий йога - к освобождению, к мокше.

Йог обычно не старается работать напоказ. Напротив, он из-оегаст этого, ибо это ведет к утрате его сил и потенций, мешает ому на пути к цели. Все это, однако, никак не исключает того, что пс трансцендентные цели, а как раз конкретная практика и достигаемые ею поразительные результаты ныне пользуются немалой известностью и являются образцом для изучения и подражания (Л.С. Васильев, с. 190-192).

Б.Л. Смирнов считает первые две ступени йоги (яма и нияма) подготовительными, о них говорится как о требованиях нравственного характера, предъявляемых на всех ступенях жизни. Понятиям «яма» придается смысл воздержания, «нияма» - соблюдения обетов.

Под асаной (третья ступень) понимается не только положение тела, но и выбор места для йогических упражнений. К месту предъявляются три основных требования: оно должно быть тихим, чистым и безопасным. Некоторые источники категорически настаивают на тайне йогических упражнений, на одиночестве и на чистоте места. В большинстве текстов, где есть упоминание о йоге, рекомендуется положение лицом на север или на восток.

Ступени асана и пранаяма можно рассматривать как йоги-ческую физкультуру, позже эти отделы йоги развились в самостоятельное течение под названием «хатха-йога» (мощная, суровая йога), получившее широкое распространение по всему миру. Хатха-йога пользуется особой популярностью как весьма эффективный вид физкультуры, способный обеспечить долголетие, исцелить всякого рода недуги.

По существу всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны раджас, а поэтому должно быть статичным, а не динамичным.

Древняя йога понимает под асанами особые положения тела, сохраняемые более или менее длительное время. Асаны разделяются на две группы: физкультурные и медитационные.

Цель физкультурных асан - укрепить тело, сделать его более выносливым, упрочить те или иные «токи действия», которые по-санскритски называются «пранами».

Цель медитационных асан - создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание.

Для обеих групп при выполнении определенной асаны считается обязательной дисциплина чувств («пратьяхара») или сохранение полной неподвижности. Это требование обосновывается необходимостью успокоения гун, без которого, по убеждению йогических писаний, невозможно достичь цели йоги - уравновешенности.

Пища упражняющегося должна быть питательной, легкой, свежей, хорошо усвояемой; ее надо хорошо прожевывать, хорошо смешивать со слюной. Спиртные напитки употреблять не рекомендуется; лучшим питьем считается чистая вода - она прихлебывается маленькими глотками в течение всего дня (но не во время тренировки). Курение табака не разрешается, оно несовместимо с работой над овладеванием дыханием.

Исходя из положения санкхьи об отсутствии принципиальной разницы между эмпирическим субъектом и объектом, Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта медитационным погружением в данное качество: «дхарана», т.е. удерживать мысль на каком-нибудь определенном предмете. Таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект еще строго различаются.