Умирание как финальная стадия человеческой жизни

Э. Кюблер‑Росс (Kubler‑Ross, 1969) выделила в процессе приспособления к мысли о смерти пять стадий.

  1. Отрицание – человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поиском других, более обнадеживающих мнений и диагнозов.
  2. Гнев – как только человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает обида, гнев и зависть к окружающим. В этом состоянии смертельно больные люди могут стремиться заразить своей болезнью других ни в чем не повинных людей, отомстить человечеству за несправедливость природы по отношению к нему (правда, это больше характерно для людей зрелого возраста).
  3. Торг – человек ищет способы продлить свою жизнь, пытается договориться с Богом, медицинским персоналом, чтобы отдалить развязку или облегчить страдания.
  4. Депрессия – когда выторговать ничего не удается, человека охватывает чувство безнадежности. Развивается депрессия, человек горюет о скорой разлуке с родными и близкими.
  5. Принятие смерти – человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает своей кончины.

Не все люди проходят через эти стадии умирания и в такой последовательности. Многое зависит от культуры, к которой человек принадлежит, его религиозных и философских воззрений, продолжительности и характера смертельного заболевания. Некоторые приветствуют смерть, чтобы освободиться от боли и одиночества, от беспомощности, обездвиженности и т. п.

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю» – люди долго следовали этому завету, однако в конце концов от него пришлось отступить. Первый человек, Адам, к которому и была обращена приведенная выше божественная рекомендация, жил, согласно библейскому преданию, 930 лет, а Ной – 959 лет. Если бы все его потомки жили столько же, Земля наполнилась бы очень быстро. Но когда люди стали умножаться, Господь подсократил время их жизни: «Пусть будут дни их сто двадцать лет». Дольше 120 лет, действительно, практически никто не живет, да и до этого предела доживают редчайшие единицы. В среднем же на протяжении тысячелетий каждому родившемуся было отпущено жизни лет 30. Кому – больше, кому – меньше, а в среднем 30. Поэтому люди плодились быстро, а размножались медленно – к началу XX в. их набралось немногим более полутора миллиардов.
А. Вишневский, 2005.

Но есть свидетельства, что люди, прожившие 100 лет и больше, желают умереть, потому что они устали жить. И. И. Мечников приводит высказывание одной из таких долгожительниц: «Если бы ты прожил столько же, как я, ты бы понял, что можно не только не бояться смерти, но даже желать ее и так же ощущать потребность умереть, как ощущать потребность спать». И. И. Мечников ссылается и на другие подобные случаи и предполагает, что в этом проявляется инстинкт естественной смерти (1961. С. 228).
 

В старые времена старики‑якуты, чувствуя близость смерти, просили закопать их живьем. В Индии до сих пор в отношении представителей некоторых каст существует традиция, согласно которой старый человек самостоятельно добирается до кладбища, чтобы умереть там. Подобные обычаи были в старину приняты в Северной Канаде. [37]
Т. Н. Волкова, 2005. С. 121.

Жизнь уходит поэтапно – в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. E. М. Петтисон (Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса:

  • социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей;
  • психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца, экстравертированное сознание угасает, уступая место измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов – собственных «наркотиков» мозга (Moody, 1976);
  • мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма;
  • физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.

Стало известно, что видит человек после смерти.

Примерно четверть воскресших покойников – тех, кто пережил клиническую смерть и потом вспомнил свои путешествия в загробный мир, – видели себя со стороны.

Мистики полагают, что это неопровержимо свидетельствует: душа существует. Ведь, кроме нее, посмотреть на временно покинутое тело и некому.

Самое удивительное, что ученые – психиатры, нейрофизиологи – ничуть не сомневаются в том, что человек может взглянуть на себя со стороны. У феномена даже есть название – «внетелесный опыт». Его серьезно изучают уже долгие годы, но не связывают лишь с околосмертными переживаниями.

Как показывают исследования, люди «выходят из себя» под действием стресса, наркотиков, во время некоторых заболеваний. Например, профессор Леонид СПИВАК, ведущий сотрудник Института мозга Российской академии наук (Санкт‑Петербург), фиксировал феномен у рожениц. О «внетелесном опыте» сообщала каждая десятая из числа обследованных им.

– Как правило, женщины видели и самих себя, и медперсонал, и соседок по палате с высоты 2–3 метров, – отмечает Леонид Иванович. – Будто бы с потолка. «Воспаряли» внезапно, переставали чувствовать боль, ничего не слышали, испытывали умиротворенность. «Воссоединялись» с телом примерно через минуту – столь же внезапно, как и «расставались». Боль при этом возвращалась.

Фактов «внетелесного опыта» тысячи – хватает, чтобы признать его реальность. Однако прежде ученым приходилось верить «выходцам» на слово. И не было никакой возможности – по крайней мере простой – испытать то же самое. Теперь она появилась благодаря хитрости, примененной исследователями Университетского колледжа в Лондоне.

Согласно формулировке, предложенной еще в 1968 г. Селией Грин, возглавлявшей в Англии Институт психофизических исследований, «внетелесный опыт» – это «такой, в котором объекты восприятия явно располагаются таким образом, что наблюдатель испытывает ощущение их восприятия с точки зрения, не совпадающей с положением его физического тела». Длинная, но весьма точная характеристика, считают нынешние коллеги Селии, опубликовавшие результаты своих экспериментов в недавнем номере авторитетного журнала Science. Им удалось воспроизвести буквально то, о чем говорила ученая.

Человек надевал на голову шлем с видеодисплеями. Стереоизображение на них посылали две видеокамеры, установленные в паре метров за спиной испытуемого. Они были как бы глазами. Иными словами, человек видел только то, что транслировали эти камеры: себя со стороны. Для пущей убедительности ученые поглаживали «наблюдателя» палочкой – той, которую он не видел, – и одновременно двигали другую палочку перед камерами. Испытуемому казалось, что прикасаются к его «виртуальному телу» – будто бы душу скребут.

Отзывы тех, кто прошел через «раздвоение личности», испуганно‑восторженные. Все без исключения ощутили, что и в самом деле покинули тела. А некоторые натурально напугались, когда ученые пошутили: взмахнули перед камерами бейсбольной битой, нацеливая ее в область паха. Испытуемые инстинктивно прикрыли ее руками. Словно футболисты в «стенке» перед штрафным ударом.

И вот что еще занятно: после экспериментов добровольцев просили показать, в каком месте комнаты они находились. Показывали то, где было их «виртуальное тело», а про свое настоящее и не вспоминали.
– «Внетелесный опыт» не является чем‑то сверхъестественным, – делает вывод руководитель экспериментов Хендрик ЭРССОН. – Это иллюзия, которая вполне может быть порождена некими процессами в мозге: он легко принимает «обман» за реальность.

Доктор Олаф БЛАНКЕ из университетской больницы в Женеве воспроизвел «выход из тела» и без видеокамер, и без клинической смерти. В статье, опубликованной в самом авторитетном научном журнале «Nature», он описал эксперимент с 43‑летней пациенткой, страдающей эпилепсией. Чтобы исследовать ее недуг, ученый вживил в мозг женщины электроды, стимулирующие правую височную долю, и случайно возбудил расположенную там ангулярную извилину – структуру, которая связана с органами зрения, осязания и равновесия. В результате вполне живая пациентка увидела себя со стороны.

Изумленный Бланке предположил, что, возможно, во время стресса мозг тоже каким‑то образом возбуждает эту извилину и с ее участием посылает на зрительную кору информацию о положении тела в пространстве. Та ее по‑своему воспринимает, перемешивает с уже имеющимися картинками и проецирует на сетчатку глаза. Возникает эффект вывернутого наизнанку зрения, а человеку при этом кажется, будто бы он видит себя со стороны. Примерно также, по мнению ученого, возникает и известный в психиатрии эффект раздвоения личности.

Кстати, скептики‑материалисты ссылаются и на недавние эксперименты в английском Уэльсе. Местные врачи наблюдали клиническую смерть 39 пациентов. При этом они рисовали и размещали недалеко от временно покойных листки с нарисованными на них крупными символами. И никто из тех, кто «выходил из своего тела», символов не «видел».

Последние месяцы и недели своей жизни пожилые люди чаще всего хотят провести со своей семьей или близкими им людьми (Kalish, 1987) или хотят внутренне сосредоточиться, оценить свой жизненный путь, простить и самим попросить прощения за ссоры и прегрешения.

Источник: 
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Темы: 
Материалы по теме
Эвтаназия
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Проблема смерти и бессмертия
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Страх смерти у пожилых людей
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Вдовство и отношения в семье
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Эмоциональная самоизоляция человека и проблема смерти
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Смерть и умирание
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Оставить комментарий