Содержание понятий «государственный кредит», «государственный заем» и «государственный долг»

+1
+97
-1

Исторический процесс развития форм кредита связан прежде всего с развитием кредитных институтов. Но существует тесная связь процессов развития форм кредита и института государства, которая проявляется в государственном кредите. Он органически связан с развитием государственных финансов, формированием доходов и расходов любого государства в рамках разработки и исполнения государственного бюджета.

При недостатке доходов для финансирования бюджетных расходов различным государствам приходилось прибегать к использованию источников покрытия дефицита бюджета. Чем больше проблем при этом возникало в связи с формированием доходов или ростом расходов в условиях зависимости от стихийных сил природы, экономических кризисов и ведения войн, тем острее становилась проблема развития государственного кредита — системы отношений, связанных с заимствованиями от имени государства, или, напротив, с предоставлением кредитов от имени государства. Исторически получение кредитов государствами (государственный заем) обусловлено, как правило, чрезвычайностью ситуаций, когда потребность в кредите возрастала, а возможности привлечения заемных средств сокращались. При этом использовались даже самые ограниченные возможности и внутренних, и внешних займов, когда одно государство обращалось с просьбой о предоставлении кредита к другому государству. Условием достижения договоренности всегда было взаимное доверие. В результате в первом случае формировался государственный внутренний долг, во втором — государственный внешний долг. Государственный кредит приобретал международный характер.

Дефицит бюджета и государственные заимствования до определенного времени считались явлением чрезвычайным. Любопытен следующий факт. Аргументируя необходимость изыскания средств для покрытия дефицита бюджета России на 1907 г., министр финансов Коковцов В. Н, объяснял это чрезвычайностью ситуации, обусловленной резким снижением обычных доходов из-за неурожаев в течение двух лет подряд, ростом расходов на оказание помощи кредитами сельскому населению, пострадавшему от неурожая, значительными расходами по погашению государственного долга, накопленного во время Русско-японской войны. Аргументируя неприемлемость дефицитности бюджета в обычных условиях, В, Н. Коковцов цитировал Л. А. Тьера (Франция), обеспечившего упорядочение финансов этой страны ограничением займов. По Тьсру, «дефицит есть невозможность покрыть обыкновенные расходы обыкновенными же доходами. Везде и всегда говорят про дефицит только тогда, когда расходы обыкновенные, постоянные, повторяющиеся из года в год, повышаются настолько, что обыкновенные поступления оказываются недостаточными».

Именно с займами от имени государства и с предоставлением кредитов также от имени государства связана история становления института государственного кредита. На это не могла не отреагировать и теория. Дж. Кейнс обосновал необходимость нового подхода к роли государства в регулировании циклического развития. Он был убежден в том, что государство может стимулировать субъектов рынка к инвестированию средств, и придавал должное значение государственной задолженности. В своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс квалифицировал политику сбалансированности бюджета как догматическую, полагая, что определенную положительную роль играет планируемый дефицит бюджета. В связи с этим он рекомендовал легализацию бюджетного дефицита для стимулирования экономики, считая, что государственные займы и долг можно превратить в эффективные инструменты государственной финансовой политики. К сожалению, история не знает фактов высокоэффективного использования крупных внешних займов в интересах обеспечения реального «прорыва» в развитии экономики.

Государственный кредит является основой развития института государственного долга. В качестве заемщиков и кредиторов на договорной основе могут быть разные государства. Исторически раньше межгосударственных займов практиковались внутренние займы государства у юридических и физических лиц — в форме эмиссии и размещения облигаций.

Накопленный на определенную дату объем непогашенных займов государства с учетом начисления процентов по каждому конкретному займу формирует государственный долг — внешний и внутренний.

Истории известны случаи формирования иррациональных форм долга, когда долговые обязательства не были связаны с государственным кредитом и складывались на иной основе. В частности, Италия в 2008 г. погасила перед Ливией долг в 5 млрд долл., компенсирующий потери Ливии в прошлом, — за 32-летнее (1911 1942 гг.) колониальное господство в этой стране. Стремясь наладить отношения с Ливией, богатой запасами энергоносителей, Италия для восстановления экономического сотрудничества с Ливией должна была, как выразился бывший лидер Ливии М. Каддафи, сделать «сильный жест». Соответствующее соглашение летом 2008 г. было подписано в Бенгази М. Каддафи и С. Берлускони. Был признан долг и обеспечено его погашение. Фактически это обязательство государственным долгом как накопленным кредитом (с процентами за пользованием им) не является. Строго говоря, государственный долг сеть накопленные займы государства. Б приведенном примере речь идет о финансовых претензиях, не связанных с отношениями государственного кредита.

Долговое бремя — отношение сформированного в результате заимствований внутреннего и внешнего долга к объему ВВП. Оно характеризует долговую зависимость экономики государства. Чтобы не выйти за «опасную черту'», каждое государство формирует долг, особенно внешний, с определенной осторожностью. Известна даже «долговая притча»: «берешь в долг чужие деньги, а отдаешь свои; берешь на время, а отдаешь навсегда; берешь бесплатно, а отдаешь за деньги, берешь старыми деньгами — отдаешь новыми...».

Соблюдение меры заимствований диктуется также неизбежностью определенной платы за кредит в форме процента.
В любой стране каждый уровень власти, имеющий свои полномочия по формированию и исполнению бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, имеет полномочия и в части формирования государственного (муниципального) долга.

В России к государственному долгу относятся долговые обязательства: перед физическими и юридическими лицами, перед субъектами РФ и муниципальными образованиями, перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, а также перед иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. Эти обязательства обусловлены заимствованиями от имени Российской Федерации. К государственному долгу относятся и обязательства по государственным гарантиям, фактически предоставленным органами власти соответствующих уровней.

Долговые обязательства федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долга может быть слишком обременительным для бюджета. Так было в России в 1990-е гг., когда размещаемые для покрытия дефицита бюджета краткосрочные облигации нужно было погашать, а поступления доходов бюджет сокращались в связи с ростом убыточности предприятий.
Органы власти разных уровней не отвечают но долгам органов власти другого уровня.

В практике любой страны в зависимости от ее экономического положения и внешнеполитической ситуации государством используются в определенном соотношении внутренние и внешние займы.

Под государственными внутренними займами Российской Федерации понимаются кредиты, получаемые государством в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, а также привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы и кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика, выраженные в валюте РФ.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину России.

Под государственными внешними займами Российской Федерации понимаются государственные кредиты, получаемые путем выпуска и размещения государственных пенных бумаг от имени Российской Федерации, и также кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, но которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. БК РФ предусмотрено деление государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом своеобразие российской практики. Следует заметить, что в информационных материалах Банка России постоянно значится в составе российского консолидированного внешнего долга внешний долг в национальной валюте. На начало октября 2012 г. из общей суммы долга 594,657 млрд долл. долг в национальной валюте составлял 148,477 млрд долл. В других странах внешние займы и внешний государственный долг определяются с учетом заимствований у нерезидентов. Однако понятие «внешний долг» как долг в иностранной валюте требует уточнения. Объем обязательств в иностранной валюте не является полностью внешним. Такие обязательства есть перед резидентами. В публикуемой Минфином России официальной структуре гшешнего долга (представленного в иностранной валюте) составляющая резидентов не отражена, хотя ее необходимо знать, контролировать и регулировать.

Источник: 
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 2-е изд., перераб. и доп. 2016 г.
Отправить комментарий