Смыслы социального поведения личности

Однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910) заметил:

Одна тайна всегда останется для человека только одна: зачем я живу?
Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет?
Это — тайна.

Вопрос о цели и смысле жизни относится к вечным, он возник с незапамятных времен и до сих пор будоражит умы человечества. Дело в том, что поведение человека целерационально и обусловлено теми ценностями, идеалами, которые составляют содержание его нравственно-духовной сущности. Своим действиям и поступкам других людей индивид придает определенные смыслы, благодаря чему может взаимодействовать с ними. Вопрос о том, зачем и для чего человек живет, находил самые разные ответы в науке.

Теология
Представители теологии (религиозной философии) смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в его постижение. Аврелий Августин (354—430) считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения. Против подобной традиции выступил известный средневековый богослов Фома Аквинский (1225 или 1226—1274). По его мнению, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов. Главным аргументом, доказывающим существование Бога, для Ф. Аквинского была необходимость существования «первопричины» сотворения мира.

Эпоха Возрождения (XIV—XVI вв.) пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Теперь счастье и блаженство достижимы не в загробной жизни, а в рациональном познании окружающего мира. Эпоха Возрождения взрастила индивидуализм как мировоззрение, согласно которому человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл состоит в получении удовольствия.

Эпоха Просвещения (XVIII—XIX вв.) во многом развивала гуманистические идеи Возрождения. Немецкий философ И. Кант (1724—1804) видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели, ибо человек имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу.

Однако достичь своего счастья человек может лишь в соответствии с универсальными моральными законами. И. Кант считал, что действие является моральным, если ему можно придать всеобщий характер. По его мнению, люди совершают нравственные поступки рационально, согласуя их с «категорическим императивом» (моральным законом). Его смысл состоит в том, что необходимо всегда относиться ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не видеть в ней лишь средство.

И. Кант настаивал на том, что человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья.

Утилитаризм. В XIX в. английские философы Иеремия Бентам (1748- 1832) и Джм Стюарт Мимь (1806-1873) разработали этическую теорию, известную как утилитаризм. Согласно ей, цель и смысл жизни определялись «как можно больше счастья как можно большему числу людей». И. Бентам предложил принцип «расчета счастья», который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа он предполагал разрабатывать законы в государстве.

В ответ на критику со стороны шотландского историка Томаса Карлейля (1795—1881), назвавшего утилитаризм «свиной философией», Дж. Милль дополнил учение И. Бентама. Он разделил все удовольствия на высшие и низшие. При этом Дж. Милль отдавал предпочтение высшим, поскольку это интеллектуальные удовольствия, а низшие — плотские. «Лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенным дураком», — замечал философ.

Русская философская мысль. В отличие от западных концепций русская Философская мысль видела цель жизни в Духовном совершенствовании человека, а смысл — в любви к людям.

От поиска глобального смысла и цели жизни наука в лице экзистенциализма в середине XX в. переходит к обоснованию необходимости выработки субъективной цели, основанной на индивидуальном опыте. Поскольку Бога нет, замечал Ж.-П. Сартр, каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни. Он заключается в существовании, т.е. в выборе каждым своего бытия и несении ответственности за выбор своего будущего, поскольку подлинные поступки являются выражением свободы.

Ключевые слова: Личность, Социология
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Понятие личности в социологии. Ролевая концепция
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Идеи развития и периодизация жизни Д. Левинсона
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Изучение личности осужденных
Антонян Ю.М., Личность преступника
Шизоидное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Условия психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Направления субъективного подхода к анализу общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Воспитание физической культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий