Система письма

В современном языкознании принято выделять три основные системы письма:

  • логографическую, где строительными кирпичами являются целые слова;
  • силлабическую, построенную на основе слогов;
  • алфавитную, элементами которой являются отдельные буквы.

Однако в чистом виде они встречаются очень редко. Даже такие, казалось бы, совершенно явно алфавитные западноевропейские языки или русская письменность имеют и признаки силлабического письма. Русские буквы «е», «ё», «ю», «я» являются слоговыми знаками. По слоговому принципу строятся и буквосочетания, например, «ле», «лё», «лю», «ля».

Тексты, созданные в развитых системах, имеют важнейшее общее свойство — они звучат. Их можно прочесть вслух, поскольку всем письменным знакам ставятся в соответствие звуки. Однако в принципе не всякий язык имеет звучание. До современных систем существовала протописьменность. Она не обладала фонетичностью. Началось построение соответствия написанного текста звучащему языку, как отмечалось выше, уже при развитии клинописи.

В настоящее время трудно представить себе не звучащий язык. Хотя определенные исследования и разработки в этом направлении проводятся. Имеется в виду так называемый визуальный язык. Это те же самые пиктограммы, но уже современные, которыми обозначают объекты и службы в аэропортах, вокзалах, учреждениях, спортивных комплексах. Они начали появляться в 70-е годы. Разработка 50 базовых пиктограмм была осуществлена по заказу министерства транспорта США. Строго говоря, их следует называть идеограммами. В отличие от пиктограмм, обозначающих изображенный ими объект, идеографическая письменность построена из знаков, обозначающих некую идею. Они в известном смысле реализуют старое устремление создать универсальную письменность, не зависящую от естественного языка. Как известно, апологетом идеи универсальной грамматики был еще Лейбниц.

Логографическое и силлабическое письмо требует запоминания большого числа используемых знаков. В Древнем Египте использовали несколько сот иероглифов, шумерская клинопись включала до 900 знаков. Требования современных языков также нелегко выполнимы. Так, средний японец знает до 2000, а высокообразованный — до 5000 иероглифов. Мы уже не говорим о китайском языке. В противоположность этому алфавит обыкновенно содержит до 30 знаков. Самым маленьким является алфавит языка Ротокас, которым пользуются примерно 4000 человек на Соломоновых островах. Он содержит 11 букв. А самым большим считается кхмерский — в нем 74 буквы.

Развитие систем письма схематически представлено на рисунке 1.2.


При анализе почерка в этой книге мы ограничиваемся алфавитными системами. Исторически алфавитное письмо появилось последним. А первым в этой семье стал финикийский алфавит как результат эволюции египетских иероглифов. Он дал жизнь семитской и древнегреческой письменности. Затем последовал латинский. От него, как известно, произошло и современное европейское письмо.

Рассмотрение других систем письма — не наше дело. Хотя существуют сведения, например, о графологии китайского языка. Некоторые графологи даже пытаются непосредственно перенести ряд признаков из анализа алфавитной системы на другие системы письма, но результаты не выходят за рамки предположений.

Шрифт

Шрифт определяет стиль письма. Для рукописных материалов он является, пожалуй, исторической категорией. В настоящее время в Европе используется, как правило, курсив. Формально под курсивом понимается шрифт, в котором буквы соединяются друг с другом при письме. Он появился как альтернатива более старым готическим и другим шрифтам. Но стандартный курсив был не всегда в ходу. Так, например, в Германии до сороковых годов XX века официальным шрифтом был курсив (Kurrentschrift). Но в 1941 году он был официально запрещен нацистским политическим руководством. Поэтому по шрифту можно в некоторых случаях с определенной точностью сказать, когда писался текст или когда написавший учился в школе. Но такого рода исследования относятся скорее к палеографии. В современной компьютерной письменности шрифту соответствует используемый фонт.

Символы

Символы, используемые в той или иной письменности, зависят прежде всего от системы письма. Но не только. Так, символы английского алфавита и кириллицы отличаются, относятся к одной и той же системе, но к разным языкам. Их набор, естественно, влияет на анализ почерка. В алфавитных системах символы — это буквы. При анализе почерка особенности написания букв являются одной из основных, если не основной составляющей.

Знаки

Кроме основных символов (букв), существуют дополнительные — знаки. Например, цифры или денежные символы — доллар, евро. Одинаковые, они используются даже в различных системах письма. При анализе почерка знаки рассматриваются на том же уровне, что и символы, т.е. буквы в алфавитных системах. Но, может быть, с меньшей уверенностью, поскольку встречаются они все-таки реже и информации о них накоплено меньше.

Элементы

К элементам письменности относятся диакритические знаки и пунктуация. Диакритическими называют дополнительные знаки, которые ставят над или под буквами для изменения их звучания. Хотя зачастую это приводит к появлению фактически новой, дополнительной буквы. В русском языке диакритические дополнения имеют «ё» и «й». В немецком имеются так называемые умлауты а, о, и. Во французском языке — это «акценты» е, е. При анализе почерка диакритические знаки рассматриваются не сами по себе, а как составные части этих дополнительных букв.

Знаки пунктуации, напротив, рассматриваются как самостоятельные элементы при анализе почерка. Исторически они появились в текстах намного позже самих букв. В античности было принято писать, даже не оставляя интервалов между отдельными словами (буквы тогда не соединялись друг с другом). Просто сплошной строй текста. Только параграфы отмечались специальной разделительной линией. Постепенно стало принято и слова отделять друг от друга очень маленькими точками. Только к IX веку стало общей практикой оставлять пробелы между словами. Платон использовал двоеточие для обозначения окончания секции текста. Аристофан, хранитель Александрийской библиотеки, по-видимому, первым стал регулярно применять некую систему знаков препинания. Она состояла из высокой точки, обозначавшей конец предложения, средней точки, расположенной на уровне середины строки и обозначавшей паузу (аналог современной запятой), и низкой точки, расположенной на линии строки и выполняющей роль современной точки с запятой. Эта система соблюдалась более или менее греческими авторами, но была игнорирована и забыта римлянами. Современная запятая, заменившая среднюю точку Аристофана, появилась примерно в VII веке. Современная точка появилась к 800 году. Вопросительный знак впервые стал появляться в латинских текстах в VIII—IX веках. А восклицательный — намного позже. В современной письменности знаки пунктуации практически одинаково используются во всех алфавитных системах. А к началу XX века они были заимствованы и неалфавитными языками.

Ориентация

Наиболее привычное для нас направление письма — слева направо. Эту ориентацию текста мы и будет рассматривать при анализе почерка. Однако она далеко не единственная, в арабском языке и иврите пишут справа налево. Обе эти формы предполагают горизонтальное письмо. Существуют языки с вертикальным письмом. Например, монгольский. В нем вертикальные колонки идут слева направо. В классическом японском и китайском тоже доминирует вертикальное написание колонок, однако они следуют справа налево. Правда, в современных вариантах обоих языков доминирует горизонтальное письмо слева направо, на европейский манер. Только на Тайване продолжают использовать преимущественно вертикальную форму. Наиболее романтический (или анархический, как посмотреть) подход представляют собой древнеегипетские иероглифы. В них допускалось любое направление письма. Все решали соображения удобства размещения текста и эстетики.

Материал

В настоящее время используются два основных материала, на которых пишутся тексты. Первый — это экран компьютера. С точки зрения анализа почерка этот материал пока экзотичен. Впрочем, стилусом по сенсорным экранам уже пишут — так что посмотрим...

Второй, разумеется, бумага, которая пришла к нам, как известно, из Китая. С точки зрения анализа почерка именно она интересует нас в первую очередь.

Производство бумаги в древнем Китае было строго охраняемым секретом. Фактически государственной тайной. Когда бумага появилась, точно не известно. Но достоверно, что уже во II веке новой эры ее производство было вполне налаженным бизнесом. После многочисленных экспериментов китайцы остановились на льняных волокнах как сырье (позже, в XIX веке, основным исходным материалом стала древесина). Это позволяло добиться наилучшего качества. Китай широко экспортировал бумагу в другие страны. Секрет производства этого стратегического продукта удалось держать до VIII века — до завоевания Китая монголами. От них он перешел к самаркандским персам. От персов — к арабам. Широко распространившись во всем арабском мире, технология достигла Испании и Сицилии. После изгнания арабов из Испании в XV веке производство перешло в руки местных ремесленников и, таким образом, обосновалось в Европе. Значение бумаги для развития западной цивилизации трудно переоценить. Именно она позволила сделать грамотность массовым явлением. Без бумаги печать не стала бы возможной. А это значит, не было бы книг для всех, газет и журналов, общего образования.

Но письменность существовала и до бумаги. Бумага заменила пергамент — выделанную специальным образом кожу овец, телят или коз. Его название происходит от места Пергам в Малой Азии. Здесь, как и во всем античном мире, пользовались для письма египетским материалом — тростниковым папирусом. Папирус для Египта, как и бумага для Китая, был очень важным источником дохода. В Египте с XIII века до новой эры существовала государственная монополия на его производство. Отличие состояло в том, что у китайцев в центре стоял технологический секрет производства, а у египтян — обладание уникальными сырьевыми источниками.

И когда во II веке до новой эры египтяне отказались поставлять папирус своим соперникам из Пергама, тем пришлось искать альтернативный материал для письма. Шкуры животных сначала смягчали в ваннах с раствором извести. Потом тщательно очищали, соскребая остатки волос и мяса. Затем кожу сушили, натягивая на деревянные рамы (обыкновенно их делали из ивы). Но перед этим еще обсыпали гипсом для удаления остатков жира. Позже кожу еще раз скоблили специальным скребком.

Использование пергамента сделало возможным два важнейших нововведения. Во-первых, переход на гусиные перья, как орудие письма. Во-вторых, пергаментные листы стало возможно сшивать в книги.

Папирусные же рукописи до этого хранились исключительно в виде свитков, что делало как письмо, так и чтение не очень-то удобным. Писцы сидели в позе портного, держа свиток между колен на очень плотном фартуке, левой рукой разворачивая его и правой заворачивая опять, после того как очередная часть текста была написана. Самый старый из найденных папирусных свитков имеет длину около 40 метров.

А до папируса шумеры для своей клинописи применяли глиняные таблички, обжигаемые после письма. Еще раньше как материал для письма использовали камень, стены пещер. Но это уже совсем другая история.

Орудия письма

Орудия письма прогрессировали естественным образом вместе с материалом, на котором писали. Шумеры использовали небольшие треугольные или прямоугольные палочки, египтяне — тростниковые кисти, а позже и тростниковые трубки длиной около 20 см. Конец такой трубки по потребности либо расплющивали, либо, наоборот, делали заостренным. Черные густые чернила представляли собой сажу, разведенную водой. В качестве фиксатора добавляли специальное клейкое вещество гуммиарабик. Для получения красного цвета, которым писались заголовки, добавляли сернистую ртуть.

Древние греки еще более усовершенствовали этот прибор для письма, превратив его в тростниковое перо. Кончик такого пера по-разному заостряли, чтобы оптимизировать написание различных букв. Дополнительно расщепив его на конце, достигали эластичности. Этот же подход применялся в гусиных перьях, остается он и в современных перьевых ручках.

Гусиные перья вошли в употребление вместе с пергаментом. На его гладкой поверхности можно было писать уже более мелким почерком. Перья, как и раньше тростниковые палочки, специальным образом очиняли. Гусиное перо как основное орудие письма прослужило более 1000 лет.

По мере роста грамотности и распространения образования возрастала и потребность в более практичном инструменте для письма. Он должен был быть таким же гибким, как гусиное перо, но намного долговечнее. К XIX веку появились стальные перья. Идея использования металлических перьев не была нова. Еще на раскопках Помпеи были найдены бронзовые перья, изготовленные по вполне «современным» требованиям — с расщепом. А ведь извержение вулкана, уничтожившего город, произошло в 79 году новой эры. Но в XIX веке производство стальных перьев было уже поставлено на промышленную основу. Создано механизированное производство. И если первые перья еще слегка царапали бумагу, то их последователи обладали и гибкостью, и мягкостью. Конструкция постоянно совершенствовалась. Пытались добиться, чтобы перо не надо было так уж часто окунать в чернильницу. А в 1883 году (Льюис Уотерман, Нью-Йорк) появилась первая авторучка со своим запасом чернил. Этот принцип остался и в современных перьевых ручках.

Следующим шагом в развитии ручек стало изобретение братьев Биро — Ласло и Георга. Первый был журналистом, второй — химиком. В 1943 году на основе их патента были выпущены шариковые ручки. Первым крупным потребителем стало министерство обороны Великобритании. Шариковые ручки выдавали пилотам и штурманам времен Второй мировой войны. В 60-е годы XX века в Японии появляются фетровые ручки — фломастеры. Последним технологическим достижением в области инструментов для письма можно считать, по-видимому, гелевые ручки.

Для анализа почерка важно, что по мере усовершенствования ручек некоторые традиционные признаки почерка, например, нажим, теряют актуальность. Если при письме пером он явно отличается от автора к автору, то в тексте, написанном, например, роллером, эта разница определяется скорее самой ручкой.

Помимо перьев и ручек, уже более 400 лет существуют карандаши. Обыкновенно не рекомендуется анализировать тексты, написанные карандашом, потому что он тоже «скрадывает» некоторые признаки почерка. Однако далеко не все. К тому же во многих случаях просто нет выбора. Текст для анализа, например, в криминологии, часто не отвечает «стандартным требованиям».

Ключевые слова: Письменность
Источник: Психологический анализ почерка. Системный подход и компьютерная реализация в психологии, криминологии и судебной экспертизе [Электронный ресурс] / Ю. Г. Чернов. — 2-е изд. (эл.).
Материалы по теме
Письменность — технические аспекты
Психологический анализ почерка. Системный подход и компьютерная реализация в психологии,...
Письменность — социальные аспекты
Психологический анализ почерка. Системный подход и компьютерная реализация в психологии,...
Понятие письма в лингвистике
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Нарушения навыков письменной речи у детей с ЗПР и их психологическая коррекция
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Оставить комментарий