Сила воли

Волевая активность свойственна только человеку, животные лишены этой способности. Поведение человека определяется в основном рассудочной деятельностью, которой лишены животные. Воля — способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей. Под целью понимается предполагаемый результат, к которому должно привести действие. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Сила воли — концентрированное выражение мотивации к достижению. Свобода воли, по мнению В. Франкла, неразрывно связана с ответственностью за реализацию смысла своей жизни, необходимую даже в самых трагических ситуациях. Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности, субъекту которой присуще чувство ответственности. Сила — это показатель высшей степени проявления воли, а не какой-либо иной позиции на количественной шкале, измеряющей диапазон ее выражений. Не существует понятия «слабая сила воли». Говорят просто: слабая воля.

Воля — нейтрально ориентированная мотивация к достижению. К достижению какой цели — благой или неправедной? Сила воли об этом ничего не говорит. У преступников, особенно воров в законе, тоже сильная воля.

Справка
Воля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цепи действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасги воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. Тем не менее воля развивается в процессе жизни, человек не рождается с сильной или слабой волей. Воля — это регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий.

С. Л. Рубинштейн выделял в сложном волевом действии четыре фазы:

  1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
  2. стадия обсуждения и борьба мотивов;
  3. решение;
  4. исполнение.

Всякое подлинно волевое действие, считал ученый, является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение.

Воля, как говорил И. М. Сеченов, — это деятельная сторона разума и морального чувства. Это положение имеет два важных следствия:

  1. волевое усилие, особенно большое, без надобности человеком проявляться не будет. Его проявление санкционирует разум человека:
  2. направляет волевое действие, решает, совершать поступок или отказаться от него, моральное чувство, этическая воспитанность человека, т. е. моральный компонент воли, который формируется вместе со становлением нравственной личности.

Воля — это способность сознательно контролировать свою деятельность и активно направлять ее на преодоление трудностей для достижения цели. Как полагал А. Н. Леонтьев, волевое действие — это действие, осуществляемое по выбору:

«Выбор есть признак волевого действия. Если же мы говорим о выборе, то естественно ввести еще одно понятие — принятие решения. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения».

К сожалению, иногда забывают, что воля — это не только умение добиться поставленной цели, но и умение сдержаться, отказаться от поступка, когда это необходимо. С помощью воли человек организует свою деятельность и управляет своим поведением.

Функция воли — регулирование познавательной и практической деятельности человека, корректировка поведения. Значение воли в жизни человека и развитии общества переоценить невозможно. Безвольный человек чего-либо добиться, создать что-нибудь для общества, для себя не может. Его жизнь — трагедия.

Волевой человек становится прекрасным руководителем, государственным деятелем, военачальником. Титанической волей обладали С. П. Королев, Д. М. Карбышев, Г. К. Жуков

Если человека ловят на противоречиях, он комплексует. А надо ли это делать? Если они есть у каждого из нас и появляются естественным порядком, значит, они для чего-то нужны. Иными словами, выполняют какую-то важную функцию в организации внутреннего мира человека. Но почему бы и нет. Если мы составлены из разных миров — мира чувств, мира рассудочных суждений, мира инстинктов и потребностей, мира интересов и т. п., то почему бы не предположить, что между различными по своей сущности мирами не могут возникать несостыковки. Они и проявляются в виде противоречий поведения. А как иначе могут согласовываться совершенно неоднородные миры?

Иное дело, что мы требуем от человека последовательности, принципиальности, умения держать данное слово и многого другого, что прививается искусственно — через воспитание. Его суть и заключается в навязывании нашей разнородной природе однородной нормативной модели поведения, опорными пунктами которой выступают социальные нормы. Кто их придумывает? Каждый из вас под себя? Вовсе нет. Их изобретает общество как усредненные стандарты.

Но усредненное мало годится для индивидуального и неповторимого. Чтобы приспособиться к такой модели, нужна сила воли. Она — основа воспитания. А само воспитание есть прививание искусственной модели поведения, навязанной нам обществом. Мы вынуждены принимать чужие правила игры потому, что живем и общаемся с другими людьми. Чтобы облегчить такое общение, и придумывают общие правила игры. Но наша внутренняя природа то и дело «взбрыкивает». Своим рассудком мы ее критикуем, но очень многое ускользает от него в подсознание. Оно — склад вытесненных и подавленных желаний, наших рабов, которые, подобно Спартаку в Древнем Риме, иногда поднимают восстание. Об этом, собственно говоря, и предупреждает нас психоанализ, изобретенный 3. Фрейдом. Его цель — огородить здорового человека от его больного подсознания. Больным оно становится тогда, когда мы его не в меру перегрузили вытесненными желаниями.

Как оздоровить свою психику, не разрушая тонкую органику подсознания, — вот в чем основная проблема терапевтического психоанализа. По большому счету, в психоанализе не надо искать отмычку, с помощью которой можно поковыряться в нашем или чужом подсознании. В цивилизованных странах не случайно наложен запрет на занятие психоанализом для непосвященных, людей, не имеющих специальной подготовки.

Источник: 
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Темы: 
Материалы по теме
Волевые свойства личности
...
Состояние сосредоточенности
Ильин Е.П., Психология воли
Волевые качества личности. Методики их исследования
Штейнмец А.Э., Общая психология
Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Воля как характеристика сознания
...
Лень
Ильин Е.П., Психология воли
Гипобулия
Марилов В.В., Общая психопатология
Воля как компонент психологической устойчивости
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Оставить комментарий