Родители как воспитатели

Родители должны осознать свое природное назначение в воспитание своих детей. Для этого необходимо принять позицию родителя как профессионального воспитателя, гуманистические ценности воспитания. Родители должны овладеть психолого-педагогическими знаниями в области воспитания детей, общения и деятельности, этнопедагогикой, технологиями и методиками семейного воспитания, нормативно-правовой базой семейного воспитания.

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы среды, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные - факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:

  • состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской. состав и др.);
  • кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);
  • жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
  • морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников в условиях микросреды.

Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:

  • собственный опыт семейного воспитания;
  • педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;
  • готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;
  • уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
  • авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
  • родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;
  • отношение родителей к воспитанию ребенка.

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:

  • уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;
  • преобладающий тип семейного воспитания;
  • искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);
  • умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
  • управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и' журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.;
  • создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
  • воспитание избирательности в отношении к среде, людям;
  • динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений; достигаемых результатов, средовых условий;
  • приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;
  • умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;

Семья в зависимости от принятых ее субъектами ценностей (авторитарных или гуманных) и ценностных ориентаций (ориентация на себя, на других и т.д.) и позиций осуществляет воспитание детей в просоциальной или асоциальной среде.

Просоциальная (культуросообразная) среда семьи характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильным родительским союзом. Здоровая семья — это семья в развитии. Семейные правила открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Четкая дистанция между поколениями — один из компонентов в структуре функциональной семьи.

Такая семья ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, обеспечивая удовлетворение потребности каждого ее члена. Для нее характерны толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. У супругов совпадают интересы и духовные ценности, хотя по личностным качествам они могут быть контрастны, они умеют вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

И.А. Ильин рассматривал процесс воспитания духовных ценностей ребенка под влиянием родителей. Он писал, что человек с детства воспринимает в душу поток чужого воспитывающего волеизъявления; уже тогда, когда сила очевидности еще не пробудилась в его душе и сила любви еще не одухотворилась в нем для самовоспитания, в душу его как бы вливалась воля других людей, направленная на определение, оформление и укрепление его воли; еще не будучи в состоянии строить себя самостоятельно, он строил себя авторитетным, налагавшимся на него изволением других - родителей, церкви, учителей, государственной власти -научась верному, твердому воленаправлению.

Влияние других людей, считал философ, всегда будет одним из самых могучих средств человеческого воспитания. И это средство действует тем сильнее, чем авторитетнее будет другой (представитель референтной группы), чем точнее и непреклоннее его волеизъявление. При этом важно благотворное влияние высокодуховной личности.

Родители должны воспитать самих себя, поднять уровень собственного сознания на должную высоту, добиться умения полностью управлять собой, с тем, чтобы своим поведением никогда не подать вашему ребенку дурного примера. Известно, что наиболее действенное воспитание — это воспитание прежде всего собственным примером. Правильные речи и мудрые советы оказывают очень малое влияние на ребенка, если поведение воспитателей не служит примером приложения наставлений на деле. Искренность, честность, смелость, беспристрастность, бескорыстие, терпение, выдержка, настойчивость, спокойствие, самообладание — этому легче научить примером, чем морализированием. У воспитателей должны быть высокие идеалы, которых нужно всегда и во всем придерживаться, тогда и сам ребенок мало-помалу начнет подражать образцу и естественным образом у него разовьются те качества, которые необходимы.

Если родитель хочет, чтобы дети его уважали, то должен прежде всего уважать себя сам и быть достойным уважения. Родитель не должен вести себя как деспот, ребенок не должен быть жертвой дурного настроения взрослого. Родители должны быть открыты в своих суждениях, не унижая ребенка, и доступны для общения с ним. Такое воспитание осуществляется с верой в возможности ребенка, уважение его личности, помощь и поддержку в преодолении трудностей, создании условий для развития его способностей и качеств, основанных на духовных ценностях.

В процессе воспитания родители должны помочь ребенку увидеть духовную красоту человека и окружающего мира, сокрытые под «одеялом» подлости, пошлости, человеческой распущенности, преступлений и т.д., помочь ему в духовном восхождении.

Родители должны создать особую атмосфера уюта, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в семье, формировать и развивать культурную среду, способствующую развитию и саморазвитию личности ребенка, его интересов, генетически заданных способностей, социальных и нравственных качеств и чувств.

Культурная среда семьи - это совокупность ценностей, взаимоотношений между родителями и детьми, семейных традиций и символов, окружающих материальных предметов, обеспечивающие процесс социализации и индивидуализации ребенка, развитие педагогической культуры родителей.

Взаимосвязь компонентов среды семьи базируется на четырёх составляющих взаимодействия ее членов:

  1. Цель как планируемый итог и результат взаимодействия. Цель обусловливает взаимодействие с точки зрения необходимости его организации в современном социуме. Главным итогом взаимодействия в семье считаются качественные изменения в сознании и личности ребенка, усиление его познавательной активности, успешное преодоление трудных жизненных ситуаций, формирование чувства прекрасного, твердая нравственная позиция в условиях моральной нестабильности.
  2. Задачи, решаемые для достижения поставленной цели, определяют верную последовательность действий, поэтапно осуществляя которые, члены семьи взаимодействуют, т.е. взаимовлияют друг на друга.
  3. Содержательный аспект взаимодействия наполняет данный процесс системой педагогических мер и процедур, направленных на оптимизацию связи членов семьи. Взаимодействие может считаться состоявшимся, когда оно выполняет определённую функцию - качественно изменяет участвующих субъектов.
  4. Подведение итогов - оценка полученных результатов, планирование перспектив на будущее.

Семья в зависимости от принятых ценностей ее субъектами (авторитарных или гуманистических) осуществляет воспитание детей в культурной или акультурной среде.

В культурной среде развивается ценностная система поддержки: охрана здоровья ее субъектов (сгармонизированное регулярное питание, оздоровительные процедуры, занятия спортом, пропаганда здорового образа жизни и т.д.): организация помощи в развития познавательных и интеллектуальных способностей (познавательные и интеллектуальные игры, просмотр образовательных фильмов с последующим обсуждением, познавательных телепередач, посещение лекториев и т.д.); создание атмосферы защищенности путем развития гуманистического общения (уважение к чужому мнению, договорные отношения, умение разрешать конфликтные ситуации, выработка семейным правил и норм жизни); оказание помощи в организации досуга членов семьи (помощь в выявление интересов, в выборе кружков, клубов, организация семейных праздников, представлений, выпуск домашней газеты и т.д.). Чувство безопасности и защищенности возникает у ребенка в условиях, когда родитель (или замещающие его люди) обеспечивает ребенку полноценное комфортное состояние.

Важно привносить новшества в жизнедеятельность членов семьи в связи с появлением новых интересов, возрастными изменениями и т.д., а также устанавливать семейные традиции (праздники, нормы взаимоотношений, распределение поручений и т.д.).

Для культурной среды семьи характерно развитие доверительных дружеских отношений, организация совместного труда (уборка квартиры, рукоделье, ремонтные работы по дому) и творчества (изготовление сувениров и подарков к праздникам и дням рождения, семейное хобби), использование возможностей СМИ для информационного обеспечения семьи в соответствии с их познавательными интересами, развитие духовно-нравственной атмосферы или морально-психологического климата семьи -более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к событиям.

В качестве показателей морально-психологического климата семьи выделены: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимопонимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место поведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением, нравственные ценности семьи.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений. Неблагоприятным климат в семье является тогда, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты, члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт, в отношениях господствует отчуждение.

В культурной среде семьи развиваются демократические формы управления, такие как коллегиальное принятие решений на домашнем собрании, назначение ответственных для выполнения поручений.

Создание комфортной материально-предметной сферы осуществляется путем организации совместной уборки квартиры, ремонта помещений, создание уютных комнат, выполненных по законам эстетики; изготовления или украшения предметов мебели и т.д.

Формирование символической сферы семьи, подчеркивающей ее уникальность, предлагается осуществлять через организацию семейных традиций: празднование дней рождений с семейными песнями, фирменными блюдами, а также семейные реликвии.

Если содержание деятельности большинства вышеперечисленных категорий известны, то тьюторы и классные воспитатели вызывают особый интерес в профессиональном образовательном пространстве.

Ключевые слова: Семья, Воспитание
Источник: Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Материалы по теме
Семейное воспитание
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Функции прародителей (бабушки и дедушки) в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Типы неправильного семейного воспитания
Левченко И.Ю., Патопсихология. Теория и практика
Правовые основы семейного воспитания
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Особенности семейного воспитания
Целуйко В.М., Вы и ваши дети
Ошибки родителей в воспитании детей
Целуйко В.М., Вы и ваши дети
Поощрение и наказание в семье
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Оставить комментарий