Психотерапия: показания, цели и задачи, этапы психокорекционного процесса

Показаниями для психокоррекции являются функциональные нарушения в психике, которые отражаются как на переживаниях личности, так и на ее поведении в социуме. Основной пласт составляют проявления уродливого мировоззрения и мировосприятия, а также девиантное поведение изломанной личности. Нарушения психики здесь вызваны неверным воспитанием или неверным жизненным опытом изначально нормальной личности. В ограниченном объеме психокоррекция показана при пограничных процессуальных расстройствах и неярких дефектах психики, изучаемых в разделе патопсихологии.

Каждый из методов психологического воздействия обладает своими показаниями, противопоказаниями, то также возможными побочными явлениями. Любая отлаженная методика должна предусматривать описание ожидаемого результата. Психолог обязан во всем четко ориентироваться.

Цель психокоррекции - оказание психологической помощи клиенту, выведение его из состояния психологического кризиса с минимальной для него травмой. Вполне естественно, что объем и степень этой помощи могут заметно разниться в разных случаях, и здесь важно четко осознать: все зависит не столько от глубины и важности проблемы, сколько от степени взаимопонимания и доверия между клиентом и врачем, от точности согласования допустимого уровня вмешательства. Психолог обязан не только разъяснить клиенту смысл вмешательства, но, главное, определить высоту планки препятствия, которую клиент сможет преодолеть.

В основе любой психокоррекции должно лежать понимание двух базовых постулатов психологии. Они просты, хотя и не очевидны.

  • Система знаний человека о себе и о мире стремится к некоторому согласованию (по Л. Фестингеру    — консонансу). Если субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном и том же объекте или событии, это всегда ведет к рассогласованию (диссонансу), что сопровождается психологическим стрессом. Человек ощущает внутренний неопределенный дискомфорт, от которого стремится избавиться любым способом.
  • Поведение личности определяется    интегрированием всех, нередко противоречащих друг другу (!) мотивов, эмоций и мыслей. Отсюда всякое актуальное поведение с точки зрения самой личности всегда является оптимальным выбором. Даже если объективно это не так! Отсюда следует очевидный вывод: великая Истина психокоррекции состоит в том, что всякий индивид, за редким исключением, не меняется до тех пор, пока обстоятельства не вынудят его это сделать.

Основной задачей психолога в его психокоррекционной работе является изменение миропонимания, мировоззрения и мироощущения клиента, что достаточно образно передано термином «сдвиг точки сборки» (К. Кастанеда). Совершить такой либо поступательный, либо революционный переворот в мышлении индивида можно многими способами.

Задачи психокоррекции определяются значимостью поставленной цели; отсюда задачи могут быть весьма скромными, локальными, выливаясь порой в житейски мудрый совет, а могут выстраиваться в сложную замысловатую цепочку, каждое звено которой достойно отдельного глубокого исследования. В общем случае, первоначальной задачей любой психокоррекции является установление доверительных отношений, формирование у клиента веры к психологу, как к Учителю, гуру, архетипу Родителя; без этого любые начинания сводятся к нулю. В этой задаче можно выделить две составляющих: техническую (овладение и использование специальных поведенческих приемов) и «магическую»; последняя представляет сплав врожденных качеств психолога, ауры его прообретенного мастерства и изначальное соответствие личностей психолога и клиента друг другу. Рассмотрим техническую составляющую, над которой можно и должно работать психотерапевту.

Начальная задача при проведении любого варианта психокоррекции — это создание неугрожающей реальности, обстановки, в которой пациент мог бы полноценно ощутить и осознать свою защищенность. С этим ощущением тесно связано умение релаксации (расслабления). Релаксация представляет универсальный ресурс, использование которого позволяет справиться со всеми ситуациями, где заложен элемент стресса.

На первом этапе обычно учатся свободно, по своему желанию, расслаблять напряженные мышцы. Одним из эффективных способов освоения техники психорегуляции является метод прогрессивной мышечной релаксации по Э. Джекобсону. Суть его — в последовательном чередовании напряжения и расслабления различных мышечных групп (конечностей, лица, спины, живота). Обращают внимание на разницу в этих ощущениях. Начальный пример: сжать руку в кулак и напрячь бицепс — 5 с, затем — моментально расслабиться и расслабленно потрясти рукой, снимая остаточное напряжение. В последующем силу сокращения сознательно уменьшают, вплоть до еле заметной. Важно четко улавливать разницу между сокращением и расслаблением. Достоинствами метода являются простота технических приемов, доступность ощущений и, как следствие, быстрая обучаемость. Уже первые упражнения дают почувствовать клиенту, что он способен к эффективному обучению тем приемам и навыкам, которые предлагает ему психотерапевт. Это вселяет уверенность и формирует хорошие перспективы. К месту вспомнить высказывание древних:

«Даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее».

Идеал психотерапевта

Каждый психотерапевт - своеобразная личность с присущими ему достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. Попытаемся нарисовать образ идеального психотерапевта, сильные черты которого неплохо бы перенять и самому. Вполне очевидно, он должен, прямо-таки обязан, светится обаянием, но обаянием не сексуальным, а теплым, родительским. К нему подсознательно тянет, хочется прислониться и сразу все забыть, прежде всего страхи и собственную ненужность, почувствовать себя ребенком в теплых объятиях любви и безопасности от угроз и отчужденности окружающего мира. Чаще - это мужчина, большой, теплый, уютный, с низким бархатно-рокочущим тембром голоса. А если женщина - то неуловимо теплая в общении, даже на расстоянии. Психотерапевт не лезет грубо, непрошеным гостем к вам в душу, просто говорит о каких-то знакомых вещах, а вам становится без всяких видимых причин хорошо и уютно. И вот - на какое-то слово, интонацию, совершенно индифферентную мысль, вопрос - вы сами начинаете рассказ, и потом он льется и льется, как и ваши слезы, и на душе становится легко и светло. И все это происходит как бы независимо от вас и совершенно неожиданно!

Говоря об идеале психотерапевта, уместно напомнить о результатах исследования Берта Рассела. Согласно ним, структура всей доходящей до сознания и подсознания информации такова: 55% приходится на невербальную информацию (поза, жесты, мимика, артикуляция и т.п.); 38% -несут интонация и тембр; 7% - собственно смысл сказанного. Иными словами, 93% составляет не смысл сказанного, а то, что находится «за кулисами» и вокруг субъекта. Даже если сделать поправку на возможную ошибку, согласитесь, цифры заставляют задуматься о важности роли подсознания и интуиции. Это значит, психотерапевт, помимо профессионализма, должен быть внутренне предельно искренен и честен, иначе... - ему попросту не поверят.

И последнее замечание. Конечно, возможен альтернативный образ психотерапевта - с абсолютной императивностью поведения, полной уверенностью в своих силах, подчинением клиента своей воле (например, властный гипнотизер). Каждой стратегии психотерапии подходит свой характер психолога; иными словами, каждый психолог подбирает и разрабатывает собственную линию поведения, создавая свой неповторимый рисунок психотерапии.

Организация психотерапии

Современные психологи декларируют множественность подходов и многообразие психотерапевтических техник. Психокоррекцию проводят либо индивидуально (тет-а-тет), либо в группе. Нередко совмещают оба подхода, сдвигая их во времени (этапная психокоррекция). Обе организационные формы имеют свои преимущества и недостатки. При внешних отличиях основаны они, тем не менее, на единых принципах.

Использование группового подхода, помимо экономических преимуществ, удобно с точки зрения самого развития процесса. Присутствие разных лиц «включает» каждого участника в некую новую для него социальную игру, где ему вынужденно отводится незнакомая, но нужная для него роль. В этом «действе» каждый из участников обретает возможность посмотреть на модель своего поведения в исполнении других, на себя самого глазами других участников, наконец, приобщиться к чужому опыту. За счет разностороннего группового обсуждения и разнообразия личностных оценок повышается вероятность спонтанно-ситуативной психокоррекции. Еще один позитивный момент — параллельно снижается объем субъективного пристрастия руководителя-тренера, а он сам приобретает бесценный опыт наблюдения за психологией разных лиц в экспериментальных ситуациях.

Во всех формах групповой работы следует придерживаться заранее выработанных и согласованных стандартов (иначе — групповых норм). В частности, поощрять открытое выражение чувств, обязательность высказывания своего мнения, безоценочные суждения, активность, терпимость, принятие позиции других, не осуждение других. В сформированной группе каждый из участников занимает свою нишу и играет свою роль (субличность, маску). В социальном аспекте выделяют альфа-позицию (неформальный лидер), бета-позицию (авторитетный эксперт, дистанцированный от группировок), гамма-позицию (конформист), омега-позицию (последний, «неудачник»). В случае длительной совместной работы в условиях социальной изоляции в группе нарастает напряжение. Нередко оно перерастает в открытый конфликт по силовому сценарию. Случается, что после этого участники «меняют» свои роли.

Групповые методы психокоррекции во многом основаны на творчестве самих клиентов. Они показаны в первую очередь лицам с нераскрытым творческим потенциалом (молодежи, испытывающим одиночество в личной жизни). Благодаря творческой активности участников роль психотерапевта в группе обычно сводится к умелому направлению «потока энергии» каждого. Задача психотерапевта простая. Вначале следует четко сформулировать и довести до сознания каждого участника принципы и обязательные положения работы. На первых психокоррекционных сессиях вырабатывается строгий регламент поведения. В дальнейшей работе всем предоставляется полная свобода действий, но лишь в рамках заданных правил. Сам психотерапевт активно использует технику «невмешательства» в процесс. Ведущий тезис — «разрешено все то, что не запрещено».

При любом групповом методе всегда ярко выделены по меньшей мере четыре этапа динамики групповых взаимоотношений. Первый этап (начальный, знакомства) сводится к освоению новой обстановки. Он проявляется интересом, поисковыми и защитными реакциями участников на незнакомую, но не угрожающую среду. На втором этапе налаживается работа и происходит первичное структурирование группы, объединенной идеалистически-утопической идеей «розового» будущего. Это касается и перспектив работы, и межличностных отношений. На третьем этапе начинает ощущаться напряженность во взаимоотношениях, обнаруживается деструктивность первоначальной идеи, происходит поиск и обнаружение «врага», обычно находится и «козел отпущения». Весь этот сложный и труднопрогнозируемый процесс рано или поздно выливается в открытый конфликт и сопротивление психотерапевту. Именно на этом этапе все наболевшие проблемы всплывают на поверхность и обнаруживают себя. Четвертый этап можно назвать разрядкой конфликта. Он дает каждому участнику неоценимо нужный опыт.

Индивидуальный подход по сравнению с групповым подразумевает осознанное проникновение в более глубокие слои психики клиента. Здесь требуется и более высокопрофессиональная подготовка, и более серьезная работа психолога.

Алгоритм психотерапевтического процесса

Базовые сведения, касающиеся современных методов психокоррекции, приведены в аналитическом обзоре (см. выше). Однако отдельные моменты, в частности организацию общения в ходе сеанса, стоит расшифровать детальнее и дополнить.

Этап 1. Подготовка к встрече с клиентом
В процедуру подготовки к встрече с клиентом входят:

  • подготовка внешнего обрамления ситуации, то есть помещения, его  общего интерьера, расположения кресел, освещения, звукового сопровождения и т.п.;
  • внутренняя готовность самого психолога.

Отменная готовность психолога означает способность к мгновенному включению в ситуацию, полную сосредоточенность, внимательность, эмоциональную чуткость (эмпатию), внутреннюю бесстрастность, ментальную отстраненность и повышенную интуитивность. Развитию внутренней готовности хорошо помогает освоение отдельных коротких психофизических практик (упражнений) активирующего и гармонизирующего типов, или аутотренинга.

Этап 2. Установление контакта
В неформальной процедуре установления контакта между психологом и его клиентом определенную роль могут сыграть специальные «технические» приемы. Так, метод контрастов помогает быстро захватить лидирующие позиции в межличностных отношениях. В начале приема (формальное знакомство, внесение анкетных данных) психолог ведет себя подчеркнуто отстраненно, даже сухо. Он сознательно усаживает клиента поодаль на жесткий стул. Закончив формальные процедуры психолог внезапно меняет модель поведения на подчеркнутое открытое радушие, сопровождая пересаживанием клиента в более комфортное кресло и место. Рекомендуемая позиция — клиент располагается на дистанции 1,5-2 м, желательно в «открытой» позе (его об этом вначале можно попросить), лучше полулежа и с возможностью визуального контакта.

Этап 3. Формулировка запроса
На данном этапе выясняют проблему клиента. Одновременно решают ряд важных задач. Во-первых, внимательно пытаются «подстроиться» к собеседнику в духе теории и техник NLP. Возможно использование приема на опережение сообщения клиента (подчеркивание компетентности), если психолог уверен в правильности своих наблюдений. В этом неоценимую помощь могут оказать знания нумерологии и принципов астрономии (см. раздел психология и эзотерика). В любом случае будут полезны (хотя и необязательны) элементы якорения (жест, слово, фраза, звук). Следует до тонкостей отработать элемент активного слушания с использованием приема поддержки (подбадривания, поддакивания и т.п.). Психологу необходимо также освоить эмпатию — эмоциональное видение мира глазами клиента и понимание его внутренних проблем. При этом он должен оставаться отстраненным от ситуации наблюдателем, внутренне беспристрастным.

Уже на этом этапе беседы психолог обязан определить стратегию возможных взаимоотношений между собой и клиентом. Начинающим психотерапевтам лучше начинать овладение ситуацией мягко, осторожно и ненавязчиво беря на себя роль лидера, учителя, командира. Вариант тактики зависит как от личности психолога, так и от силы личности клиента на момент консультации. Важно помнить: в рамках своей проблемы любой индивид глубоко в душе чувствует себя беспомощным ребенком. Он ведет себя в соответствии с регрессивной моделью поведения. Ему в итоге нужно одно: чтобы кто-то взрослый (психолог) пришел бы ему на помощь и помог в беде.

В конце этой части беседы важно мягко подвести клиента к формулировке и осознанию его потребностей. В психологии принято говорить — к запросу. Под запросом понимают осознание, что именно субъект хочет получить от работы психолога. Свое осознание клиент должен оформить в строгую, понятную для всех сторон формулировку. Уместно уточнить варианты пожеланий: изменить ситуацию, «выйти» из ситуации, адаптироваться к ситуации.

Иллюстрацией непродуманного пожелания может служить типичный диалог. Допустим, приходит человек и спрашивает: «Уходить мне с работы или оставаться?» Встречный вопрос психолога: «А Вы можете оставаться на работе?» — «Уже нет». — «А Вам есть куда уходить?» — «Еще нет». — «Так о чем Вы, собственно говоря, спрашиваете?» ...Молчание. В качестве помощи грамотный психолог может переформулировать запрос, направляя внимание на поиск новой ситуации: «Есть ли у Вас возможность изменить по-новому ситуацию на старой работе, сделать что-то экстраординарное, чтобы остаться? Или удастся ли Вам удерживаться на работе, пока Вы найдете новую работу?»

Стремление сформулировать запрос как можно четче понятно. Однако на практике сплошь и рядом сталкиваешься с несоответствием запроса истинной сути проблемы. Более того, обычно суть проблемы являет противоположность запроса. Например, клиент жалуется на недовольство супруги его поступками. Однако, как правило, придется в первую очередь меняться самому клиенту! Именно поэтому работа с клиентом, построенная на стратегии формулировки запроса и решении узких задач запроса, приводит к неоднократным повторным встречам и сеансам, в ходе которых клиент постепенно осознает свои истинные проблемы и меняет запрос (либо, напротив, кружит кругами, ни на йоту не приближаясь к Истине).

Рассматривая тему запроса, стоит вспомнить, что вся наша жизнь построена на обмене. Формула «ты мне я тебе» была, есть и остается актуальной. Клиент может рассчитывать на получение реальной психологической помощи только в том случае, если осознает, какую помощь в совместной работе он может оказать сам. Ему предстоит понять, что в проблемной ситуации (или вообще в жизни) зависит лично от него, и что он готов сделать для этого. Часто высказываемое желание «я хочу, чтобы он (она) изменились» абсолютно неконструктивно, и надо найти слова, чтобы клиент услышал и понял это.

Смысл понятия запроса, равно как и сам процесс, чрезвычайно важны. Их невозможно переоценить, ибо только они определяют объем необходимой клиенту помощи. Психолог может (и должен!) видеть ситуацию гораздо глубже клиента, но не все, что знает, может советовать. Только то, на что ориентирован сам клиент, что он внутренне готов воспринять. Попытки нарушить этот принцип, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Клиент все равно не поймет совета и не воспользуется им, а сам психолог за свое неприглашенное участие в судьбе клиента непременно приобретет какие-либо собственные неприятности, скорее всего, достаточно мелкие, обычно ускользающие от невнимательного взгляда. «С теми, кто не спрашивает, что нужно делать, и мне делать нечего» (Конфуций). Иными словами, клиент готов воспринять изначально лишь определенный объем информации. Да, в ходе консультации в зависимости от степени взаимопонимания психолога и клиента первоначальный запрос может быть изменен и объем информации расширен, но не беспредельно. Отсюда рекомендация практика: осваивайте решение проблемы поэтапно, не пытайтесь ускорить естественный ход событий, иначе рискуете вернуться туда, откуда начали, либо потерять клиента вовсе.

Жалобы. В том, что пытается высказать клиент, уместно выделять два пласта. Верхний (поверхностный) — это собственно жалоба, или описание проблемы так, как видит ее клиент. Нижний (глубокий) — представляет собою скрытую информацию. Скорее всего это неосознаваемый субъектом, но видимый психологу подтекст, который указывает на истинную причину. Он всегда кроется в особенностях мировосприятия и миропонимания индивида. За редким исключением жалобы и их подтекст не совпадают (иначе бы индивид не обратился за помощью к психотерапевту). Более того, суть подтекста обычно находится на диаметрально противоположном конце оси проблемы. Например, жалобы на поведение ребенка, а причина кроется в миропонимании и поведении самих родителей.

Внешние стороны проблемы могут быть описаны в рамках теории межличностных конфликтов, понятия фрустрации и т.п. Внутренняя проблема описывается теорией психоанализа о защитных механизмах, понятием интроекции, теорией внутриличностных конфликтов, теорией неврозов и т.п.

Этап 4. Субъективная психодиагностика
В выявлении проблем психологу стоит ориентироваться на «стандартные» схемы исследования личности. Их много. Например, алгоритм BASIC, предложенный А. Лазарусом. Рекомендуется последовательно изучить поведение, эмоции, представления, когниции, взаимоотношения с другими, зависимости (медикаментозная и иные). Можно заимствовать подход, принятый в астрологии. В нем оригинально выделены отдельные сферы личности. Наиболее важные из них:

  •  я;
  • ты;
  •  семья, мать, родительский дом;
  • карьера, работа, отец;
  • заработок, заботы о пропитании хлебом насущным;
  • дети;
  • жизнь в жестких рамках, роль жертвы, вынужденное подчинение, добровольное смирение;
  •  творчество, изменения личности, резкие повороты жизненных коллизий.

Во всех случаях важно подробно исследовать все аспекты мотивации. За внешне декларируемой формой следует распознать скрытую истинную потребность. Вероятнее всего, клиент о ней не знает, в лучшем случае может только подозревать. Высказывание психологом предположения о скрытой мотивации вызывает, как правило, активную ответную реакцию отторжения со стороны клиента (защитный механизм сопротивления). Скорее всего, клиент, не раздумывая, начнет категорически отрицать высказанное психологом предположение.

Эффективная и быстрая психодиагностика предполагает:

  • выявление сферы, формализацию и суть внешней ситуации;
  • поиск истоков проблемы в подсознании; нередко причина (скрытый внутренний комплекс) располагается в полярно противоположной сфере (например, «я — ты», «семья — работа», «дети — родители»);
  •  уяснение степени и сути интроективного мировоззрения, поддерживающего существование проблемы;
  • определение временной точки появления комплекса (как правило, в раннем детстве), а также связи с персоналиями (как правило, родителями либо иными лицами, осуществляющими воспитание).

Уместно выделить узловые моменты (точки) психодиагностики:

  •  выявление главной проблемной сферы существования (жизни);
  • поиск в эмоциональной сфере базовых и «производных» эмоций (страх и его приложение агрессия, отсутствие любви, как следствие — ощущение собственной неполноценности и т.п.);
  • выявление неверного стиля поведения, в том числе неверной (ущербной) мотивации.

Заметную помощь в психодиагностике и понимании проблем, лежащих «внутри» клиента, могут оказать нетрадиционные подходы (см. раздел «Психология и эзотерика»).

В беседе с клиентом психотерапевт обязан ежесекундно помнить о стоящих перед ним задачах и постоянно следовать им. Он должен «вести» беседу по намеченному им руслу. По сути, это управление, которому придуман свой термин «сопровождение». Однако за «внешними» технологиями важно не упустить внутреннюю суть психодиагностики и всего психотерапевтического процесса. «Помогая другому в поисках истины, помни, что она находится в глубине его, а не твоей души» (А. Подводный).

Этап 5. Психотерапевтическое воздействие
Имеет смысл разделить стратегии психокоррекции на «западный» и «восточный» стили. Западные модели психокоррекции предусматривают жесткую детализацию и выработку стандартного алгоритма. Восточный путь, напротив, отличается процессуальной ориентацией, когда важны не столько «внешние» признаки изменений, сколько внутренний процесс поиска смысла ситуации; при этом априори известно, что «правильный процесс» гарантирует нужный результат. Процессуальный подход автоматически предполагает недирективность работы, свободный поиск и творчество. В сравнительном плане такой подход неизмеримо сложнее примитивно-простых «западных» методов, однако и степень духовного роста неизмеримо выше.

Плюсы западного подхода: скорость, напор, быстрый результат; минусы - суета, мишура, временность видимого позитивного эффекта: увы, скоро «все вернется на круги своя».

Минусы восточного подхода: непонятность, жесткость вплоть до жестокости, неожиданность; плюсы - терпимость, отстраненность, истинная коррекция.

Наиболее мудрый тонкий путь - клиент должен «догадаться» сам. По-восточному, он достигнет просветления.

В настоящее время большинство психотерапевтов в той или иной степени используют эклектические подходы, строго придерживаясь этических принципов честности, открытости, конфиденциальности. Однако какими бы методами ни пользовался психолог в своей психокоррекционной работе, в конечном итоге он сталкивается с необходимостью изменения мировосприятия и миропонимания клиента. Это значит, его первым шагом станет изменение вектора внимания на ситуацию, «сдвиг точки сборки» (К. Кастанеда). Только так можно будет пробить брешь в панцире «эго» и обеспечить тем самым последующую трансформацию личности, включая ее представления о себе. Красной нитью вопросов «что надо сделать?» и «как надо сделать?» должна быть соткана ткань психокоррекции. Важно стремиться к решению, а не заниматься бесплодным самоукорением-мудрствованием: «Почему я так сделал (ла)?»

Любую проблему следует предварительно четко структурировать, иными словами, разделить на составные части, в которых выделена отдельно личность, а отдельно — ее мотивы и поведение. Это очень важный момент — разотождествление личности и проблемы, как бы тесно она ни затрагивала личность. Смысл подобной операции — сдвиг мировосприятия, или точки сборки.

Например, в случае низкой самооценки субъект сам и знает, и понимает факт собственной нерешительности. Но относит это на счет сомнений, которые, как известно, присущи каждому человеку. Сомнения подсознательно становятся первопричиной неуверенности. Попытка действовать «в лоб» и объяснить, что многие сомневаются гораздо реже, обычно приводит к неудаче. Типичный ответ клиента выглядит примерно так: «Ну и что, все равно ведь сомневаются, а больше или меньше — это зависит от обстоятельств и человека. Я другим быть не могу». Более разумным видится иной путь — разотождествления проблемы. Для этого следует предложить клиенту осознать существование двух разных вещей. Одно дело — сомнения в правильности выбора в условиях нехватки информации. Это сомнение всегда обоснованно и разумно, а степень верности выбора будет зависеть от опыта и профессионализма самого человека (здесь уместно подчеркнуть полную поддержку клиента в этом аспекте). Другое дело — уверенность в себе и своих силах (здесь желательно изобразить недоумение таким сомнением и несогласие с этим, поскольку психотерапевт видит клиента уверенным в себе!). После этих слов клиент по-новому начинает видеть ситуацию. Он осознает свою неуверенность как первопричину сомнений. Так сделан первый важный шаг по пути психокоррекции.

Следует помнить об особенностях менталитета. Некоторым культурам и слоям населения присуще отличие: люди думают одно, говорят другое, а делают третье. Если учесть, что корни проблем уходят в подсознание и, образно выражаясь, прорастают на противоположном от проблемы полюсе, то задачу, лежащую перед психологом, иначе как архисложной не назовешь. Психологу придется продираться сквозь сверхзапутанные дебри.

Какие рычаги воздействия на клиента есть у психолога? Казалось бы, только желание самого клиента. На самом деле, и его-то в большинстве случаев нет!!! Есть желание изменить обстоятельства и других, но не себя. Чтобы изменить обстоятельства, следует измениться, прежде всего, самому человеку, а он этого в глубине души в 90% случаев не хочет. Реальность состоит в том, что человек противится реальности себя, и в качестве оборонительного войска выступает его Эго. Парадокс, но это так. Ведь принять правду о себе - значит, разрушить свое Эго, что ведет к уничижению самооценки, к депрессии. На это мало кто идет и мало кто справляется с этим, большинство чаще отвергают. Сентенция, знакомая опытному психотерапевту: каждый может изменить свою жизнь сам, но между субъектом и действием лежит темная пропасть подсознательного страха, духовной апатии, отсутствия весомого стимула для решительного поступка, а еще - неосознанное неверие.

Таким образом, психолог должен «слепить» для клиента цель, и заставить его ее принять. Это - в лучшем случае. В обычном усредненном варианте - психолог становится для клиента «приемником» его рассказов, утешителем, «подушкой для слез». В принципе, западный психоанализ во многом в этом и состоит, поскольку, по официальным утверждениям, эффективный психоанализ должен длиться не менее трех лет. Что тут сказать? Наверное, уместно вспомнить притчу о Ходже Насреддине, его показательном обучении своего ишака чтению Корана на деньги эмира: не стоит бояться расплаты за результат - за 20 лет умрет либо ишак, либо эмир, либо он сам, а там - поди разбери, кто был прав.

В идеале компетентность психолога состоит в умении четко распознать и ясно сформулировать психологические мотивы того или иного поведения субъекта, а также в навыках предложить возможные рычаги психологического воздействия на субъекта с целью изменить его привычное поведение на иное, нужное психологу. Искусство психокоррекции - это точечное воздействие, подчас незаметное для субъекта, иными словами, мягко адресованное к его сознанию, минуя барьеры Эго.

Каким видится результат работы психотерапевта? - успокоенность клиента, приобретение уверенности, снижение уровня депрессии, повышение оптимизма, принятие (не получение, а именно принятие) совета психотерапевта.

Истинное искусство психотерапевта состоит в умении неожиданноточного воздействия на точку сборки внимания. Признаком, указывающим на 100% «попадание в десятку», является очевидное состояние легкого замешательства, своего рода транс, в которое вдруг впадает пациент. Именно это замешательство абсолютно надежно свидетельствует об изменении взгляда пациента на окружающую его реальность.

Каким образом это сделать — не корректно поставленный вопрос. Все зависит от трех факторов: складывающихся обстоятельств, лабильности нервной системы клиента и степени интуитивного «вхождения» психолога в информационную систему клиента. Очевидно, цель достигается различными способами, в том числе путем прямого внушения. Например, по свидетельству лиц, ставших жертвами обмана цыган, к ним «неожиданно подходила цыганка, хватала за руку, смотрела в глаза и что-то говорила». Все. Дальше они действовали как в тумане. В данной ситуации речь, фактически, идет о мгновенном гипнозе. За стадией замешательства следовало повиновение направленному воздействию чужой воли.

Одно время автор неоднократно сталкивался со своеобразной демонстрацией того, как происходит сдвиг точки сборки. Делал это человек, назовем его W., наделенный от природы низким завораживающим глухим рокочущим голосом. Что бы он ни говорил, собеседник невольно попадал под власть монотонного ритма и утрачивал способность мыслить самостоятельно. Все, что собеседник выносил из разговора, так это важность выполнения данных ему указаний. Происходило это так. W., чтобы избавиться от хлопот, которые входили в его прямые обязанности, направлял поток лиц ко мне, объясняя каждому низким завораживающим басом: «Вы обязательно должны проконсультироваться с ним» (со мной). И вот эти лица, один за другим, шли чередой ко мне. На мое справедливое объяснение, что это не моя «парафия», все как один произносили одну и ту же изумлявшую меня фразу: «А меня направил к вам W.!» Причем делали это с очень похожими лицами-масками и фанатически-застывшим взглядом. Итак, я столкнулся с замечательным случаем мягкого наведенного внушения. Неоднократные попытки рационального объяснения ситуации «пострадавшим» лицам и направление их вновь к W. натыкались на исходный посыл: «А меня направил к вам W.!» Естественно, и разговор с самим W. закончился безрезультатно, более того, W. попытался отработанный прием низкого завораживающего монотонного голоса применить и ко мне. Выход был найден спонтанно. Глядя в глаза очередному посетителю, я попросту возмущенно-уверенно спросил: «А почему мои слова должны быть менее весомы, чем слова W.?» Человек буквально застыл, остолбенел, после чего его взгляд вдруг приобрел осмысленное выражение. Очевидно, с точки зрения причин и следствий Кармы, автор что-то сумел усвоить и совершил правильный поступок, поскольку поток нежелательных посетителей моментально прекратился и проблема была «закрыта».

В процессе психокоррекции каждый психолог вынужден адресоваться к рациональному сознанию клиента. Первой задачей в коррекции является принятие пациентом ответственности за свои жизненные затруднения. До тех пор пока человек верит, что его проблемы обусловлены какой-то внешней причиной, рациональные объяснения бессильны. «В конце концов, если проблема находится вне меня, с какой стати я должен меняться? Пусть меняются другие». Первый этап работы в этом направлении — это уверенное подведение клиента к необходимости самому осознать и подтвердить наличие негативной проблемы (да, это имеет место быть). Важно помнить, что такой путь, хотя и является принципиально самым коротким, на практике оказывается неизмеримо длинным. Ментальная трансформация для клиента — процесс субъективно болезненный и настолько внутренне неприятный, что может вызвать крайнюю степень сопротивления в виде отторжения психотерапевта и прерывания контакта с ним. Упорное молчание клиента указывает на приближение к запретной зоне. Гораздо предпочтительнее мягкая подсказка в виде естественного предположения, допущения. Примеры лучше приводить отвлеченные и неожиданные. Мол, некто, похожий на вас по возрасту, в подобной ситуации следовал той же модели поведения, и каков результат? Скажем, родители систематически требуют от своего ребенка обучения только на «отлично». Понятно, что они подсознательно подчинены социальным установкам (мол, надо!!!). Стоит задать напрашивающийся, но неожиданный для клиента вопрос: а кому надо? Кто на Земле стал счастлив от заученной наизусть высоты Гималаев или глубины Дарданелл? Ребенок? Соседи? Учителя? Президент США? Сами родители?

В идеале мысль психолога должна нести в себе подтекст понимания, участия и, конечно, не содержать даже намека на негативные эмоции типа осуждения, превосходства, презрительного удивления и т.п.

Во многих книгах по психологии, особенно переводных, нередко встречается формулировка: заставьте себя. К примеру, чтобы создать успешную личность, заставьте себя поверить в себя. Или: заставьте забыть о предавшем вас любимом человеке. Правильна ли такая рекомендация?

Заставить и осознать необходимость - суть разные вещи. Заставить -значит, насильно внедрить новую программу, написанную кем-то иным. Заставить себя поверить - это создать программу, блокирующую любые сигналы извне, если они противоречат программе, хотя такие сигналы исходят от реальности. Заставить себя поверить - это сотворить себе кумира. Иными словами, стать слепым фанатиком. Такое проявление насилия над самим собой делает человека рабом чужой идеи.

Осознать - значит, увидеть необходимость собственного изменения, необходимость проявления воли, иными словами, самому написать собственную программу. Полноценное осознание - это приятие жизни и реальности такой, какова она есть, а это значит, что данная тема в сознании личности становиться внеличностной, то есть, не подлежит эмоциональному переживанию. Осознать - значит, сжечь эмоциональную составляющую - раз и навсегда. Путь осознания - это путь к свободе.

Правильные сущностные изменения идут по пути осознания реальности, о каком-либо насилии над личностью со стороны (извне) здесь речи не идет.

Клиенту всегда полезно представить разные взгляды и точки зрения на его ситуацию. Нередко стоит рассмотреть возможную абсурдность субъективного поведения, либо прибегнуть к приему «наступления судного дня»: как в такой ситуации видится жизнь и желания клиента? Главное, что все это следует делать с безобидным юмором! Неожиданный, свежий взгляд и комментарии - вот чем должен в совершенстве владеть психотерапевт.

Пример.
Доведение смысла ситуации до абсурда. Проблема такова: женщина расстроена из-за ссоры с гражданским мужем. Психолог (с серьезным видом, но улыбкой в голосе): «Да, вы абсолютно правы, как и все мужчины, он -подлец, негодяй, козел и дурак. Я бы сказал, его убить мало! На вашем месте любая другая женщина побежала бы не к психологу, а поскорей бросаться с моста!». Умение сказать это с безобидным юмором - залог успеха; напряженность проблемы заметно снимается.

Пример.
Женщина стремится похудеть - она уже сбросила несколько килограммов, больше не получается, и она по этому поводу страдает. Диалог с психологом:
-    С точки зрения мужской - вы сейчас в великолепной форме. Кстати, какого мнения ваш муж об этом?
-    Он смеётся, ругает, говорит, что я ему нравлюсь именно такой.
-    Ну вот! Представьте, что вы похудеете как того желаете. Знаете, кем вы тогда будете казаться мужскому населению? Костлявой Венерой!:))))))
Задайте себе вопрос, не начнет ли ваш муж невольно засматриваться на те фигуры, какая сейчас у вас. Вы что, действительно хотите измены мужа и не понимаете, что своими действиями сами решительно подталкиваете его к этому?
И ещё. У вас есть подруги, знакомые женщины - действительно худые? В вопросе веса к чему они стремятся?
-    Да, есть. Они все стремятся поправиться и завидуют моей полноте.
-    Повторяю, с точки зрения мужской вы - далеко не полная, поверьте мне. И задумайтесь над парадоксом: ваши худые костлявые подруги стремятся поправиться. Не получится ли так, что, гипотетически попав в их ситуацию, вы круто поменяете свои взгляды и будете пытаться (возможно, так же безуспешно как сейчас) набрать нужную упругую форму?
И последнее. Не задумывались ли вы, что на уровне подсознания ваш организм гораздо умнее вас и сознательно сопротивляется вашей, извините, не знаю как назвать - то ли глупости, то ли женскому капризу.

При любой стратегии психокоррекции важно нацеливать клиента на позитив. Для этого порой стоит задавать банальный вопрос: «Кто страдает от такого поведения прежде всего?». В трудных ситуациях консервативно настроенных упрямых скептиков практически безотказно срабатывает следующий вопрос-утверждение: «Скажите, вы столько лет (времени) пытались изменить ситуацию, но в результате пришли к тому, что имеете; как вы думаете, что вас ожидает в дальнейшем при неизменном отношении и неизменном поведении? По-видимому, тот же печальный результат?!», -дальнейшую часть своего монолога психолог обязан выделить интонацией (!), - «Только, пожалуйста, отложите на время в сторону ваши надежды и чаяния, снимите розовые очки несбыточных иллюзий и взгляните прямо в глаза суровой, но справедливой реальности!».

С практической и учебной (самосовершенствование) точки зрения (имея в виду профессиональную оценку любых: и своих, и чужих психотерапевтических действий) весьма полезной может оказаться следующая простая схема. Весь блок психотерапевтического воздействия легко условно разбить на четыре взаимосвязанных блока:

  • изменение Эго клиента (как правило, малозначительное, но болезненно воспринимаемое клиентом; тем не менее, высокоэффективное);
  • изменение мировосприятия клиента (субъективно более мягкое, но и менее эффективное в сравнении с изменением Эго);
  • «механическое» изменение клиентского поведения, включая новые поведенческие аспекты (безопасно воспринимаемые клиентом и дающие быстрый, но лишь локальный психотерапевтический эффект); термин «механическое» подразумевает четкие рекомендации психолога: делай то и то, не делай этого, и следование этим рекомендациям со стороны клиента;
  • разъяснение клиенту реальных мотивов поведения окружающих лиц и его самого; бесстрастный взгляд на ситуацию без каких-либо выводов (данный блок служит основой для изменений в рамках предыдущих трех блоков).

Данную схему рекомендуется держать в уме при проведении психотерапевтических бесед, она помогает психологу легко наметить стратегию и тактику психотерапевтической работы с клиентом, и не запутаться в дебрях мелочей.

Для работы над первым блоком необходимы особые условия, как то: хорошее знание психологии и проблем клиента, готовность клиента к изменению себя, благоприятствующие внешние обстоятельства, поэтому говорить об изменении Эго просто так, с первой встречи, «с кондачка», не получиться; это - отдельная тема.

А вот изменение мировоззрения и корректировка поведения - вполне посильны для результата даже одного сеанса работы.

Пример.

У девушки С. проблема невнимания к ней ее молодого человека. После достаточно богатого нормального сексуального опыта она в течение 2-х лет не сближалась ни с кем, и вот летом на юге у нее завязался роман. Ее избранник был из другого города (Москва), тем не менее, осенью они продолжали часто встречаться. В последнее время избранник стал звонить ей нерегулярно: то пропадает на неделю, то звонит и признается в любви.

Размышления психолога. Клиентка - сама будущий психолог -предрасположена к быстрому принятию решений, романтик (Водолей). Её избранник (Телец) - любитель тяжелой атлетики («качок»), по натуре основательный, принимает решения медленно, взвешенно, рационально. Можно сказать, что время у этих молодых лиц течет по-разному. Прогноз их дальнейшей счастливой совместно жизни весьма проблематичный.

Клиентке сказано: «Понимаешь, ты принимаешь решения легко и быстро, правильно? Ты - романтик, живешь с ним, а сама даже толком не знаешь, в чем заключается его работа. А твой избранник - натура основательная, все делает с толком, с расстановкой, медленно, не торопясь. У вас с ним, можно сказать, время течет по-разному, в разных временных потоках. Сейчас вы вместе, но со временем эта разница будет чувствоваться все больше и больше». В этих мыслях психолог дает оценку происходящего, никоим образом не задевая структуру Эго клиентки (ее самолюбие в вопросе самооценки и вопросе выбора избранника). Идея о разных временных течениях удачна, поскольку не затрагивает личность клиентки ни «прямо» (она «не такая»), ни опосредованно (ее эмоциональную привязанность к партнеру, которая и так дала трещину). Такое объяснение выталкивает клиентку в иную плоскость, где мир видится по-иному (мудрец не говорит ничего нового, он только по-иному расставляет акценты, - изящная мысль Авессалома Подводного). Помимо сказанного, зароняется идея сомнения, лучше всего разрушающая любой твердо-консервативный уклад сознания.

Диалог далее.
Психолог: «Не знаю, будете ли вы вместе дальше или нет (я не Бог), но, очевидно: существует повышенный риск вашего расставания. Грустно, но факт. У тебя возникает вопрос, что же с этим делать? А ничего. Скажи, тебе нравится быть с ним, ваша близость?».
Ответ: «Да».
-    Ты нуждаешься в таком общении с мужчиной?
Ответ: «Да».
-    Замены ему пока нет?
Ответ: «Нет».
-    Ну, так и радуйся жизни! Наслаждайся мгновениями общения с избранником, не строя радужных планов на будущее. Проще говоря, пусть он будет для тебя на сегодня только бой-френдом, хорошим бой-френдом, и не более. А там - время все расставит по своим местам. В любом случае, оставайся внутренне открытой для нового знакомства. Согласна?
Ответ: «Да».

В этом диалоге клиентке предложено слегка изменить свое мировоззрение, свою позицию по отношению к партнеру; предложена и новая модель поведения. Говоря профессиональным языком, психолог доводит до сознания клиентки следующие моменты:

  • осознание повышенного риска их расставания;
  •  необходимость рассмотрения их связи как временной, но необходимой для полноценного ощущения сексуальной стороны жизни; видение партнера скорее как сексуального друга, нежели как потенциального мужа;
  • важность принципа быть всегда «здесь и сейчас», радуясь тому что есть, и не расстраиваясь по поводу неосуществленных иллюзий; не строить далеко идущих планов, быть внутренне открытой для нового знакомства.

Одной из эффективных методик рациональной психотерапии является техника «зеркало», в литературе не описанная и случайно обнаруженная автором. От клиента требуют внимательно рассматривать себя в зеркало тогда, когда задают вопросы о нем самом, отчасти наводящие, например: «Посмотрите на себя, на свое уныние, вы что, не достойны лучшего?». Насколько эта техника безотказна? Подумайте, отчего все, как говорят в народе, «бабы-дуры» в практическом плане гораздо более умны и психологически гибки, чем умные мужики? Не потому ли, что чаще рассматривают себя в зеркало?:)))

Областью, где совершенно необходимо использование когнитивного метода психокоррекции, являются все психосоматические проблемы. Методология такой работы и оптимальный алгоритм действий частично рассмотрены в первой части раздела 6 «символизм психосоматики».

Пример.

Рассмотрим действительно имевший место случай быстрой эффективной психокоррекционной работы с упором на рациональное осознание проблемы. Клиент: молодая романтичная девушка, отчаявшаяся от неразделенной любви. Как выяснилось, это уже второй случай в ее жизни. От первой неразделенной любви она страдала 1,5 года. Нынешняя ситуация длится по негативному нарастанию два месяца. В последнее время проблема стала проявляться на соматическом уровне — начались боли в сердце. При любом воспоминании о конфликте на глазах особы моментально появлялись слезы.

Работа была проведена спонтанно, в форме диалога. Автор уверенным тоном задавал вопросы, а сложившиеся отношения побуждали быстро выдавать осознанные ответы. Вот примерный состоявшийся разговор, ведомый психологом.
Психолог, обращаясь к девушке:

-    Ты не можешь справиться с ситуацией?
Ответ: - «Не могу!»
-    И что дальше? Продолжать страдать все сильней и сильней (наводнение страданием)? Ты этого хочешь?
-    Не знаю».
-    Можно махнуть на себя рукой, «опуститься» на дно, подумать о самоубийстве.
-    Я уже пыталась, не понравилось.
-    Возможен третий вариант: выбраться из этого болота и жить счастливо, как все остальные люди (рассмотрение перспектив ситуации, расширение мировоззрения). Тебе бы этого хотелось?
-    Не знаю.
-    Ты очень страдаешь от болей в сердце (перемена темы и рассмотрение узкого конкретного негатива на телесном уровне, прямо не связанного с неразделенной любовью)?
-    Да.
-    Болит и сейчас?
-    Да.
-    Ты хочешь от этого избавиться?
-    Да.
-    Боли каждый раз усиливаются, когда ты звонишь ему, бросившему тебя (затрагивание гордости «эго»)?
-    Да.
Психолог: - Давай оставим в стороне чувства, не будем их трогать. Поработаем просто над изменением модели поведения. Смотри, что получается: ты звонишь — получаешь боль в сердце, не звонишь — тебе легче. Поменяй модель поведения, не звони какое-то время — и избавишься от боли в сердце без лекарств. Ты согласна?»
Тихий ответ: «Да».
-    Ты для себя, не для меня, это твердо решила (закрепление первого положительного результата)? Если да, то скажи вслух громко: «Да!»
Ответ: «Да!»
-    Знаешь, а ведь на самом деле он тебя не бросил, просто вы разные люди (изменение точки сборки). Он с тобою встречался, когда ему нужен был секс?
-    Да.
-    А дети ему нужны были?
-    Нет, он предупредил о необходимости аборта.
-    Так ты нужна была ему только как женщина, о каких чувствах с его стороны может вообще идти речь, осознай это (прямая адресация к гордости «эго»)! Ты посмотри на себя в зеркало: тонкая фигура, длинные волосы, красивые глаза... (изменение самооценки). Кстати, почему они так заплаканы? Где твоя гордость? Тебе нужен этот бабник, мерзавец и сволочь, который поступает не как настоящий мужчина? (сознательное унижение идеала, новое понимание уровня притязаний). Ты реши, в конце концов, ты красивая девушка, молодая женщина, или нет?
Ответ: «Да».
-    Скажи это громко и решительно!
Громкий ответ: «Да» (повышение самооценки!).
-    Ты меняешь модель своего поведения?
Ответ: «Я буду стараться».
Далее следует экологическая проверка.
Психолог: - «Ты реши для себя: если ты решила что-то поменять в своей жизни, то ты сделай это сейчас, если нет — то не морочь голову самой себе, такой красивой девушке (вывод на осознание «здесь и сейчас», апелляция к гордости и поддержка ее самооценки)».
Ответ: «Решила».
- Тогда скажи это той девушке в зеркале (прием с зеркалом), глядя ей прямо в глаза, громко, уверенно и твердо скажи: «Я стала иной, я иная, я достойна иной, счастливой жизни.
Ответ: «Решила!»
-    А теперь обрати внимание: сердце у тебя сейчас болит?
-    Нет! (установка психологического якоря).
-    Сердцу нужна тренировка, перестань лентяйничать и киснуть и сейчас же займись собой, немедленно займись физическими упражнениями! (ситуация позволяла закрепить результат, переключив внимание на физический труд). Поняла?
Счастливая улыбка: «Да!»

Вся работа была проведена за 5-6 минут. Отслеживание дальнейших событий в жизни девушки подтвердило эффективность работы, прежде всего в сфере переоценки себя и своей модели поведения. Выправлена ранее заниженная самооценка. После психокоррекции ситуация развивалась по шаблону «мыльных опер», но в строгом соответствии с законами психологии:

  • 1-я неделя: она перестала звонить и домогаться внимания, после чего избранник сам стал настаивать на встрече; она проявила стойкость, ответив отказом из-за занятости учебой.
  • 2-я неделя: она проявила уступчивость (слабость), они вновь встретились, и он вновь ее покинул.
  • 3-я неделя: она еще раз пересмотрела свое поведение, осознав, по ее словам, свои капризно-истерические запросы к избраннику; возможно, они попытаются вновь наладить взаимоотношения.

Объективно за этот период девушка очень изменилась, «повзрослев» и в поведении, и в понимании ситуации, и даже в манере излагать свои мысли. О сеансе психокоррекции помнит, но прямо не связывает с происшедшими с ней изменениями. Последнее должно радовать психотерапевта. Значит, несмотря на императивный стиль психокоррекции, в конечном итоге психотерапевт подтолкнул девушку к собственному решению, к самостоятельному выбору, а не навязал свою волю. С другой стороны, склонность к альтернативному выбору встречается в практике достаточно часто. Это можно объяснить подсознательным чувством противоречия, присущим каждому индивиду (элемент дуальности): ему советуют одно, а он выполняет с точностью до наоборот!

Наблюдение через год: клиентка с избранником находятся в достаточно устойчивом гражданском союзе.

Пример.
Девушка А., 20 лет, переживает, что у ее бой-фрэнда случаются перепады настроения: он то впадает в депрессию, когда ему мало что нужно, в том числе и она сама, то вновь активен и нуждается в ней. Они несколько раз расставались, но затем вновь сближались. У девушки слезы на глазах. Постельные (сексуальные) отношения с ним ей очень нравятся. Ее вопрос: можно ли что-либо сделать с такими перепадами настроения?

Вопросы к читателю. Ваша оценка ситуации? Ваши комментарии? Ваши рекомендации? Каким образом вы доводите информацию до сознания клиентки и как аргументируете свою позицию? Как вы поддержите клиентку?

Консультация психолога.
-    Вероятно, у вашего бой-фрэнда признаки биполярного (маниакально-депрессивного) расстройства. Очевидно, жизнь с таким человеком разрушительна: в конце концов, вы все равно расстанетесь, это лишь вопрос времени. Взгляните на историю своих отношений реально. Вы несколько раз расходились, встречались, вновь расходились, и при каждой встрече надеетесь на иное поведение с его стороны. Это наивно, если не сказать глупо. Вы вновь и вновь наступаете на одни и те же грабли. Не пора ли снять «розовые очки» иллюзий и взглянуть жесткой истине в глаза: чуда не будет! Вы вновь и вновь будете получать ту же ситуацию, из которой пытаетесь выйти. Перестаньте мечтать: такую личность, каков есть ваш бой-фрэнд, кардинально не изменить. Вы хотите создать семью?
-    Да?
-    Тогда вам надо стать по-настоящему взрослой. Женщина просто обязана быть мудрее и практичнее мужчины в вопросе создания семьи. Это понятно? И здесь надо действовать жестко и решительно, без слез. Объясняться с бой-фрэндом ни к чему: это будут слезы, страдания, да вы это и сами знаете по прошлому. Вы уже все сказали в свое время. Сейчас вам надо просто твердо уйти и подвести решительную черту. Без соблазна возврата! (К этому моменту разговора слезы давным-давно исчезли с глаз девушки).
-    Психолог: «Подойдите к зеркалу. Взгляните на себя, кого вы видите? Красивую, умную девушку?»
Ответ: «Девушку с синяками под глазами, заплаканную и ужасной прической».
Психолог: «Ответ неправильный, повторяю вопрос еще раз, -интонация психолога императивная, но на лице - добрая улыбка,- вы видите в зеркале красивую, уверенную в себе девушку?»
Ответ: «Да».
- Не да, а полностью произнесите: я вижу в зеркале красивую, уверенную в себе девушку. И.т.д. (В последнем эпизоде психолог нацелено работает только над одним аспектом мировоззрения - над повышением собственной самооценки).

Отдельно стоит рассмотреть проблемы критики клиента и его сопротивления в процессе психодиагностики и психокоррекции.

Основой основ грамотной, профессиональной психокоррекционной работы - это конструктивная направленность критики. Рассмотрим главные правила конструктивной критики:

  • Правило № 1.В ответ на любую критику клиент (точнее, его Эго) пытается любыми правдами и неправдами оправдать себя, точнее, свое поведение. Отсюда вытекает универсальное правило №1: пока психолог не узнает хорошенько личность клиента, он не должен его критиковать!
  • Правило № 2: лучший способ понравиться клиенту - мягкая лесть, комплимент; похвалите клиента за любой правильный поступок, любое правильное мнение, любую правильную мысль. Медленно, но последовательно завоёвывайте симпатии клиента.

Идеал конструктивной критики: похвали что-то в личности, затем предложи личности подумать над новой, с вашей точки зрения перспективной, идеей. Выкажите уверенность в том, что идея имеет смысл для клиента, и он сможет справиться с новой задачей. Обрисуйте, в зависимости от уровня самооценки клиента, что задача не так сложна, как ему представляется (если планка занижена), и напротив, клиент, безусловно, справится с трудной задачей, поскольку только ему она под силу (если планка завышена).

Как бы ни казался привлекательным идеал, он имеет один, более чем существенный недостаток, а именно: он работает с простаками, с людьми не наблюдательными. Люди с тонкой организацией, скорее всего, заметят некую искусственность поведения психолога и подсознательно тотчас выстроят барьер. Поэтому совет автора: учиться модели поведения «выдачи похвал» надо, учиться быть хорошим актером надо, но еще более важно все-таки оставаться всегда самим собою - искренним и правдивым. Последнее, с точки зрения восточной философии - есть высшая человеческая добродетель.

Пример.

Семейная пара, в браке более 20 лет, имеющая взрослую дочь, которая проживает отдельно, в последнее время столкнулась с проблемами не взаимопонимания друг друга.

Сеанс психотерапии начат с заполнения каждым супругом специальной «диагностической» анкеты (см.приложение №2), после чего психологу осталось сверить и сопоставить ответы, заставить посмотреть на себя глазами партнера, заставить понять, что иного пути для комфортного совместного проживания, кроме как пути поведенческих компромиссов - нет! В частности, одним из пунктов не взаимопонимания служили денежные отношения. Жена обвиняла мужа в мелочной жадности и нехватки тех денег, что он ей дает, муж обвинял жену в расточительности и отказывался признать свою жадность (для сведения, муж - более чем обеспеченный человек). Оказалась, жена попросту боялась попросить больше денег. Рекомендации психолога свелись к поведенческому компромиссу. Муж готов давать жене дополнительно определенную сумму, достаточную для неё, и не контролировать ее расходы. Дословно психологом было сказано: «Смиритесь с тем, что жена с вашей точки зрения расточительна, все женщины, в конце концов, немного такие. Отнесите эти потери на накладные расходы, согласны?». Ответ мужа: «Да». Жена, естественно, осталась довольной, у нее пропали основания думать о супруге плохо.

Кстати сказать, в описанной ситуации неявно присутствует так называемый «конфликт ожидания», точнее, его близкий аналог. Суть конфликта ожидания в том, что у партнеров разные ожидания развития события, хотя каждый вполне искренне считает, что партнер полностью разделяет его точку зрения. В данном случае, присутствуют не столько ожидания, сколько убежденность в собственной правоте, без попыток узнать мнение партнера.

Повторная консультация психолога этой же пары через 2 месяца: конфликтных ситуаций стало, однозначно, заметно меньше.

Теперь о сопротивлении. Сам факт сопротивления указывает на серьезную проблему в психике, присутствие конфликтующих программ в сознании и подсознании. В момент начала сопротивления клиент начинает испытывать легкое внутреннее беспокойство, неясный психический дискомфорт. Причина сопротивления кроется в переживаемой душевной боли, от которой ее обладатель старается уйти или по меньшей мере ослабить ее. Между тем, к боли следует относиться не как нежелательному фактору, а напротив, как к позитивному элементу. В ситуации сопротивления боль уместно сравнить с натренированной служебной собакой, обнаружившей опасную мину. Именно поэтому с болью стоит подружиться и рассматривать ее как надежного проводника в путешествии по опасным глубинам психики. Психологу надо обучить клиента приветствовать боль и нацелить клиента на ее исследование. Боль усиливается, когда на нее направлено внимание, но это происходит только вначале; в дальнейшем человек начинает медленно осознавать что-то новое для себя и боль отступает. На этом этапе помощь психолога становится просто неоценимой.

В ситуации демонстрации сопротивления действия психолога по принципу «атака в лоб» с тем, чтобы сломать это сопротивление, как показывает практика, никода не бывают успешными. Клиент либо замыкается, уходит в себя, либо попросту отказывается от помощи психолога. Даже если, как кажется психологу, «что-то получается», на самом деле это блеф, который в самом скором времени будет развеян мощными программами «эго». Наиболее оптимальный путь — мягкие прикасания к болевой точке. Этим, с одной стороны, определяют четкие границы проблемы, зависимости и связи, а с другой — раскачивают узлы сопротивления. Время и упорство работают на психолога. В конце концов клиента «прорывает», и начинается быстрый процесс позитивных изменений. Существует, однако, и другой, в чем-то альтернативный путь психокоррекции; он гораздо более быстрый эффективный. Это путь неожиданного изменения всей мировоззренческой постройки клиента на его проблему. Вопрос или короткое замечание психолога должны стать для клиента настолько неожиданными, что все его заранее подготовленные бастионы сопротивления «эго» оказываются ненужными и смешными, и это в одночасье ясно видит он сам. Можно сказать, произошел мини-инсайт.

Критерием мастерства работы психолога является незаметность. Чем не навязчивее действует психолог, тем меньше следов он оставляет в памяти клиента. «Умеющий ходить, не оставляет следов» (Лао Цзы).

Развитие навыков критического мышления

В когнитивном методе, где усилия психолога направлены на новое осмысление клиентом его жизни и самого себя, особо актуальны возможности и навыки критического мышления клиента. Этот термин используется для описания мышления, которое отличается взвешенностью и целенаправленностью. Оказывается, навыки критического мышления можно успешно тренировать.

Рассмотрим проблему индивида, попавшего в сложную неопределенную ситуацию. Предположим, клиент паникует. В таком случае разумный совет, который дают достаточно часто, остановитесь и подумайте - правильный, однако насколько он хорош для человека, оказавшегося в состоянии невозможности мыслить упорядоченно? Что значит для клиента правильно подумать?

Д.Хайперн предлагает любопытный путь действий в виде следования универсальному алгоритму правильного мышления. Алгоритм выглядит серией вопросов, часть которых может несколько раз повторяться в процессе мышления. Их роль подобна роли менеджера в крупной фирме, распределяющего работу и решающего, куда направить имеющиеся в наличии силы и средства. В основе предлагаемого алгоритма лежит общая схема решения задач, предложенная математиком Дж. Полья. Д.Хайперн считает свои предложения удобным руководством, которое стоит практиковать на тренингах, чтобы научиться пользоваться им автоматически. Тем не менее, к некоторым из рекомендаций Д.Хайперн следует подойти критически; ниже в отдельных моментах предложена принципиально иная трактовка.

Вопросы, размышления над которыми позволяют упорядочить процесса мышления.

>    Какова цель?
Первым шагом в совершенствовании мышления является прояснение для себя, какова поставленная цель или цели. В жизни мы сталкиваемся с неявно выраженными задачами. Иногда целей несколько, иногда мы возвращаемся к одному и тому же вопросу несколько раз, так как наше понимание цели может меняться по мере приближения к ней. Четко обозначенная цель помогает направить процесс мышления в нужную сторону. В ходе размышлений о какой-либо реальной проблеме вам, возможно, понадобится менять направление движения, но в любом случае у вас должен быть ориентир. В конце концов, если вы не знаете, куда идете, вы не можете быть уверены, пришли вы уже или нет.

Цели могут быть самыми разнообразными. Например, что делать: готовиться к экзамену или пойти на свидание (выбор одного из вариантов решения)? Если пойду на свидание, как мне «выкрутиться» на экзамене (выработка решения при отсутствии вариантов)? Насколько я подготовлен к экзамену и что знаю о слабостях экзаменатора (обобщение информации)? Насколько верны эти сведения об экзаменаторе (оценка надежности аргументов)? Как, скорее всего, пройдет свидание, и смогу ли я выдержать экзамен без нескольких часов подготовки (определение вероятного развития событий)? И так далее. Из множества целей следует сосредоточиться только на одной, поскольку, в контексте рассматриваемого вопроса, многообразие целей свидетельствует о неопределенности.

Цель должна отвечать следующему параметру: что «здесь и сейчас» представляется для индивида наиболее приоритетным, и каково место волнующего его вопроса (и выбранной цели) в рейтинге приоритетов?

>    Что известно?
Это отправной пункт направленного мышления. Хотя такой вопрос кажется очевидным, на самом деле он нередко остается за рамками процесса, и потому исходный посыл для мышления изначально оказывается ложным! Более того, в ходе рассмотрения задачи к нему придется прибегать не раз и не два, при этом психолог должен вновь и вновь напоминать клиенту о феномене интроекции (ложного исходного посыла). Безусловно, данный этап включает в себя нахождение недостающей информации.

Далее, согласно рекомендациям Д.Хайперн, следует: какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Такая постановка вопроса даже опытного психолога может поставить в тупик, поскольку отследить на себе и дать оценку своим навыкам мышления при стрессе рядовому индивиду практически невозможно. Поэтому, предлагаем изменить вопрос:

>    Каков возможный сценарий развития событий по пессимистическому и оптимистическому планам и какая ситуация может сложиться в итоге?
В стрессовой ситуации следует обязательно помнить о склонности индивида к драматизации событий; в реальности обычно ситуация объективно выглядит лучше. Совет для клиента: условно разделите все свои опасения минимум в 2-3 раза.

Продолжим анализ. Предположите на минуту, что вы достигли какого-то конца, цель достигнута, ситуация разрешилась. Возникает логичный вопрос:

>    А что дальше?
Оказывается, большинство населения никогда не задается такой импровизацией. Как правило, никто даже и не пытается представить свое будущее, а между тем, это важный элемент планирования и построения своей жизни по вашему вкусу (см. техники визуализации). Эзотерические концепции однозначно гласят: чем реальнее вы представите свое будущее и чем больше силы желания в него вложите, тем вероятнее наступление ожидаемого результата (мечты сбываются!).

Теперь сделаем паузу, отложим очередной вопрос до фактического получения какого-то результата. Лишь когда цель будет достигнута (пусть даже частично), имеет смысл подумать:

>    Действительно ли достигнута ли поставленная цель?
Этот вопрос тесно связан с последующим:

>    Имеет ли смысл принятое вами решение?
Иными словами, вы получили то что хотели, или нет, а если получили, то стоили ли ваши усилия и ваши нервы такого результата? Только, пожалуйста, ответьте предельно объективно, помня о стремлении эго насладиться любым превосходством, даже если это превосходство присутствует только в собственных глазах. Иными словами, превосходство иллюзорное, поскольку окружающие имеют противоположную точку зрения; в лучшем случае они считают вас заблуждающейся личностью, в худшем -глупцом. Итак, образно говоря, куда вы попали? Ответ, повторим, должен быть предельно честным, без допусков, натяжек и перекосов!

Вернемся с рассмотрению проблемы клиента, попавшего в сложную неопределенную ситуацию, который паникует. Используя какой прием при подобной стратегии психотерапии психолог может помочь еще?

Предлагаем следующий действенный подход. В рамках размышления над третьим вопросом (каков возможный сценарий развития событий по пессимистическому и оптимистическому планам и какая ситуация может сложиться в итоге?) клиенту стоит специально задержаться на оптимистическом развитии событий и погрузиться в переживания счастливого финала. Иными словами, представить несуществущее - реальностью, свершившимся фактом. Да, клиент мечтает, и при этом вольно передвигается во времени. Изюминка предлагаемого подхода в том, что большинство индивидов фактически программируют себя на позитив, занимаясь весьма эффективным аутотренингом.

Каков итог, или, скорее, критерий применения упомянутого критического мышления? Человеку, пользующемуся критическим мышлением, свойственны следующие качества:

  • готовность к планированию и предвидению результата;
  • настойчивость;
  • гибкость, готовность исправлять свои ошибки;
  • поиск компромиссных решений;
  •  развитие самосознания (отслеживания своих реакций и контроль над своим поведением);

Пример.
Клиент переживает по поводу подписания важного контракта. Предложите ему представить, что контракт подписали. Что он при этом чувствует? Состояние, будто гора свалилась с плечей? Пусть побудет в этом состоянии, пусть насладится им! А теперь установите якорь в стиле NLP: попросите клиента обратить внимание на свою осанку (плечи расправились, спина распрямилась)! Теперь пусть клиент отправляется на свою важную встречу с гордой осанкой, полный уверенности в свою счастливую звезду. Напомните клиенту: человек, излучающий уверенность и позитив при прочих равных условиях на 50% успешнее окружающих!.

Этап 6. Экологическая проверка
Любое эффективное воздействие должно подразумевать последующую проверку достигнутого результата (экологическую проверку). В принципе, сие есть базовый принцип грамотного управления. Психологическая проверка означает диагностику нового состояния личности клиента на предмет уяснения объема, степени и полезности произошедших изменений.

Важный элемент экологический проверки - уяснение, насколько изменилось мышление клиента. Практикующий психолог нередко сталкивается с явлением так называемого привычного мышления. Привычное мышление - суть не что иное, как устоявшийся стереотип образа мира; это видение окружающих и ситуаций в узком ограниченном ракурсе. Такое мышление обуславливает феномен собственного привычного поведения, иными словами, предполагает повторение вновь одних и тех же непродуктивных (либо ошибочных) действий. Привычное мышление можно называть по-разному, наиболее образный и точный термин - тоннельное, или зашоренное14 мышление. Если экологическая проверка подтверждает изменение, а лучше - расширение, образа мышления, значит - усилия психотерапевта достигли цели.

Результаты психотерапии

Обретение целостности требует поставить на кон собственное бытие. Никак не меньше.
К. Юнг

Как уже указывалось, Великая Истина психокоррекции состоит в том, что всякий индивид, за редким исключением, не меняется до тех пор, пока обстоятельства не вынудят его это сделать. Даже во время кризиса человек будет оттягивать решение до последнего, предпочитая сохранить статус кво. Причины и оправдания для этого (рационализация) найдутся всегда! Поэтому результаты психотерапии на поверку зависят не столько от метода психокоррекции, знаний и опыта психолога, сколько от взаимодействия двух личностей, психолога и клиента, причем на всех планах бытия. Функция психолога — подтолкнуть клиента к самостоятельному выбору правильного решения. В идеале вершиной психокоррекции является подведение индивида к состоянию инсайта. А для этого, как писал К.Юнг, надо поставить на кон собственное бытие. Иначе говоря, провести полную переоценку своих ценностей (я - пуп земли) и быть готовым отказаться от своих суетных земных привязанностей (яхта на Багамах, пара кружек пива с друзьями, норковая шубка) ради истинных духовных сокровищ, например, любви к скромной жене или немного бестолковому мужу.

Понятие инсайта уже рассматривалась в разделе гештальт-терапии, однако отдельные моменты стоит разобрать более детально.

Инсайтом называют ситуацию внезапного усмотрения человеком сути проблемной ситуации. Причиной, толчком может послужить любое событие. На практике «поиски» инсайта представляет мало управляемый стихийный процесс. Понятие инсайта имеет весьма широкие рамки — от банального понимания («Дошло, понял, усек») до озарения, потрясения человека до глубины души, переворота системы его ценностей и мировоззрений («Эврика!»). Важнейшей характеристикой инсайта является тот факт, что решение всегда достигается не в результате логического анализа, а путем неаналитического постижения целого, иными словами, как говорят, некого откровения свыше, данностью от Бога.

По своей сути, инсайт является сугубо творческим процессом субъекта, требующим предельной концентрации на проблеме и предельной самоотдачи. По-видимому, удобней выделять четыре, а не пять, как предлагал Ф. Перлз, стадий этого процесса: созревание (инкубацию), крах, озарение и проверку.

На стадии инкубации, уподобляемой процессу высиживания яиц, индивид обрабатывает проблему в «фоновом режиме», занимаясь при этом обычной повседневной деятельностью.    Хотя    жизненные    ситуации «закручиваются» во все более тугой узел, проблема еще пребывает в области бессознательного (сновидения, ассоциации и пр.).

Стадия краха характеризуется ситуацией полного тупика, полной безвыходности. Индивид, доведенный до состояния депрессии и полного отчаяния, видит единственный выход из нее — смерть. Но человек еще не сдался, его удерживают от этого шага более весомые и значимые обстоятельства, чем сама проблема. Потому он продолжает вновь и вновь мучительно пытаться понять причину сложившегося. Но не находит ответа, поскольку каждый раз возвращается к исходно неверному мировоззрению. Действительно, логическим путем назревшую проблему человек не может разрешить для себя никак. Длительность стадии созревания не определена и может занимать от нескольких минут до многих месяцев. В конце концов, индивид задается вопросами типа «что во мне самом не так?», «за что мне такая судьба?». И тогда без видимых на то причин непрогнозируемо наступает (всегда внезапно!) стадия озарения.

Стадия озарения (собственно инсайт) в зависимости от сложности и значимости проблемы для человека, а также глубины откровения сопровождается более или менее выраженной эмоциональной реакцией. В самом ярком выражении эта реакция представляет собой настоящий аффект (взрыв эмоций, крик, слезы облегчения, радости). В смягченном варианте («мягкий» инсайт) аффекта нет, но потрясение внезапным озарением присутствует обязательно в любой форме. Термин «интеллектуальный инсайт» подразумевает, по-видимому, именно такую, мягкую его форму. Достижение пациентом инсайта считается показателем мастерства психотерапевта, его класса. По сути — это настоящее искусство.

Замечено, что по мере приближения к инсайту происходит возобновление угасших, находящихся в подсознании старых смысловых связей между событиями, поведением и чувствами (о которых пациент, как правило, даже и не подозревает). В инсайте указанные связи осмысливаются с позиции индивида «здесь и сейчас».

Достигнутый положительный результат должен быть закреплен, это аксиома. Какими бы ни были успешными ближайшие результаты психокоррекции (ликвидация мешающих прочно усвоенных моделей восприятия и поведения, достижение инсайта), обычно все еще остается трудная задача — помочь пациентам успешно жить в их новом мире и не допустить рецидива проблемы.

Ключевые слова: Психотерапия
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Краткосрочная позитивная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Провокационная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Реальностная терапия Глассера
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Основные направления психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Показания к психотерапии
Соловьева С.Л., Психотерапия
Основные понятия психотерапии
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Детская психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий