Психосексуальное развитие

Существует несколько различных аспектов психосексуального развития.
Во-первых, это проблема половой идентификации (то есть проблема идентификации ребенка самого себя с определенным полом — мужским или женским). Обычно процесс половой идентификации завершается в возрасте 3—4 лет. К этому моменту многие дети знают, кто они: мальчики или девочки. Однако несколько больше времени требуется для того, чтобы научиться достоверно различать пол других людей, и еще больше — для того, чтобы понять физическую основу сексуальных различий. Считается, что как биологические, так и психологические факторы влияют на развитие половой идентификации. В последних исследованиях получены данные, согласно которым важная роль принадлежит циркуляции половых гормонов в течение внутриутробного развития плода; в других работах указывается, что способ воспитания ребенка может также являться критическим аспектом, определяющим характер процессов половой идентификации.

Другой проблемой является проблема желаемого пола. Хотя уже в трехлетнем возрасте у детей отмечается определенная тенденция к демонстрации предпочтения того пола, к которому они принадлежат, это еще не является синонимом половой идентификации, особенно у девочек. Развитие предпочтения собственного пола у мальчиков происходит в более ранние сроки и более последовательно, чем у девочек, очень малая часть которых продолжает предпочитать роль мальчиков.

Стандартные ролевые характеристики соответствующего пола весьма условны. Это относится к половым различиям поведения и установок детей. В какой-то степени они детерминированы биологически, но в какой-то степени их появление также связано с усвоением установленных обществом стандартов. Половые различия, проявляющиеся в детских отношениях, выборе игр и других формах активности, уже заметны к четвертому-пятому годам жизни, но эти различия продолжают увеличиваться до восьмого или девятого года жизни. Поскольку эти предпочтения частично заданы обществом, невозможно определить абсолютно «правильное» и «неправильное» поведение для детей разного пола, и круг подобных вариаций велик. Многим мальчикам иногда нравится заниматься тем, чем обычно занимаются девочки, и многие девочки получают удовольствие от «мальчишеских» дел. Эти моменты сами по себе еще не являются причиной для беспокойства, но у ряда детей идентификация с противоположным полом настолько сильна и охватывает такое количество сторон их жизни, что это становится причиной отвержения и преследования со стороны других детей и делает ребенка несчастным. В подобных случаях может потребоваться помощь специалистов.

В возрасте от четырех до шести лет дети обычно проявляют большое любопытство к вопросам секса, и многие детские игры этого периода отражают существование очевидного интереса к гениталиям. Обычными и нормальными являются игры, связанные с раздеванием и изучением сексуальных органов, достаточно часто встречается и мастурбация. Психоанализ утверждает, что страх кастрации (у мальчиков страх, связанный с ожиданием кастрации, а у девочек — страх, связанный с тем, что их уже кастрировали) и сексуальное соперничество с родителем того же пола (эдипов комплекс) являются универсальными и имеют критическое значение для дальнейшего развития. Однако правильность этих взглядов очень трудно подтвердить. Несомненно, страх кастрации действительно имеет место, и, вероятно, чаще у мальчиков, чем у девочек, но его универсальный характер представляется сомнительным, и еще большее сомнение вызывает значение этого страха для дальнейшего развития. Что касается эдипова комплекса, то дети действительно склонны на какое-то время сильнее привязываться к родителю противоположного пола, и некоторые из детей проходят через фазу, в которой у них возникает определенная антипатия к родителю одного с ними пола. Однако практически неизвестно, насколько в основе этих феноменов лежат чувства сексуального соперничества. Значение этих переживаний для дальнейшего развития в разной степени остается неясным, и, поскольку эдипов комплекс скорее в значительной степени зависит от семейных обстоятельств и отношений, а не от внутренних предиспозиций, создается впечатление, что это далеко не универсальный феномен.

Ключевые слова: Психосексуальность, Развитие
Источник: Раттер М., Помощь трудным детям
Материалы по теме
Стадии психосексуального развития
Соколова Е.Т., Психотерапия. Теория и практика
Психосексуальное развитие ребенка
Лосева В.К., Психосексуальное развитие ребенка
Психосексуальное развитие подростков
Кон И.С. - Психология ранней юности
Категория возраста в психологии развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Формирование и развитие личности
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Движущие силы психического развития человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Оставить комментарий