Принципы составления психокоррекционных програм

Программы коррекции, как и развития, обычно включают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и воспитателем, учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями -в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.

А.А. Осипова [4], [5] указывает, что составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Принцип единства коррекции и диагностики.
  3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
  4. Деятельностный принцип коррекции.
  5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
  6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
  8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
  9. Принцип программированного обучения.
  10. Принцип возрастания сложности.
  11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
  12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Рассмотрим содержание каждого из них подробнее.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и ге-терохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционной программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционной, равно, как и развивающей программы, должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • а)    коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
  • б)    профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • в)    развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детскородительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например - высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Таким образом, программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

По мнению Е.С. Слюсаревой и Г.Ю. Козловской [8] опыт работы психологов-практиков показывает, что осуществление коррекционной работы происходит в трех принципиально отличающихся ориентацией на клиента позициях:

  1. «Делай, как я» - психолог показывает клиенту эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия;
  2. «Давай сделаем вместе» - психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с клиентом,
  3. «Давай подумаем, как сделать лучше» - психолог передает ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении

Первая позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается клиенту как заведомо эффективное.

Вторая позиция предполагает уже осознание клиентом своих возможностей, но это осознание предполагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире клиента.

Третья позиция психолога предполагает ориентацию клиента в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание.

Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отметить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это затрудняет дифференциацию задач коррекции.

Программы коррекции должны отвечать некоторым основным требованиям, удовлетворение которых обеспечивает корректность и, отчасти, эффективность составленной программы.

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к уникальной личности. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционноразвивающих.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

  • четко формулировать цели коррекционной работы;
  • определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
  • выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
  • четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
  • отобрать методики и техники коррекционной работы;
  • определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
  • определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
  • определить длительность каждого коррекционного занятия (от 1015 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
  • разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
  • планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
  • реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
  • подготовить необходимые материалы и оборудование.

Цель и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система трех уровней [2, с. 35]:

  1. Коррекционный уровень - направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
  2. Профилактический уровень - предупреждение отклонений и трудностей в развитии.
  3. Развивающий уровень - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих воздействий.

Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы [9, с. 21-23]:

  1. пояснительная записка, где обозначены: актуальность данной программы; ее цель и задачи; целевая аудитория; методы коррекции конкретной проблемы, на решение которой направлена данная программа; ожидаемые коррекционные результаты с указанием способов их оценки и критериев; длительность и условия реализации данной программы коррекции);
  2. тематический план программы коррекции;
  3. основное содержание каждого коррекционного занятия;
  4. список литературы.

Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании коррекционных воздействий и принципах организации процесса реализации коррекции с клиентами определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования коррекционных групп (в случае групповой коррекции); особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий и технологий; особенностях возрастной группы клиентов, на которых рассчитана программа; формах занятий.

Цель и задачи программы должны быть:

  • адекватны возрастным особенностям клиентов (их интересам на данном этапе онтогенеза, испытываемым трудностям в развитии и т.п.);
  • обоснованы аргументами, убедительны для руководителя учреждения и специалистов-психологов;
  • реальны (обеспечены необходимыми ресурсами и подлежащи поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач);
  • реализуемы (конкретны и выверены в возможности выполнения намеченного плана);
  • привлекательны для детей.

Тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целью и задачами программы коррекции, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности приемов, времени и разнообразия форм коррекционного процесса.

К тематическому плану прилагается конспект занятий с основным содержанием каждого занятия.

Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на Федеральном уровне следующими нормами.

На титульном листе должны быть обозначены:

  • полное название образовательного учреждения, в котором составляется данная программа;
  • резолюция должностного лица, утверждающего программу, заверенная соответствующей печатью;
  • название коррекционной программы;
  • ФИО автора (составителя, разработчика) и занимаемая им должность;
  • место и дата оформления программы.
Источник: 
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013, - 114 с.
Материалы по теме
Характеристика коррекционно-развивающих программ
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Принципы работы и этика телефонной психологической помощи
Моховиков А.Н., Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001. - 494 с. 2-е издание,...
Куклотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Эффективность коррекционно-развивающих программ
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Психогимнастика
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Организация коррекционно-развивающих занятий
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Телесно ориентированные группы
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Формы коррекционно-развивающей работы
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Оставить комментарий