Причины возникновения права

Возникновение права представляет собой значительный прогресс в жизни человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявления агрессивности, господства силы. Однако прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека.

Появление права — закономерный процесс. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых. Потребность в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия вызвала потребность в разветвленном аппарате чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного. Управленческие посты дали их обладателям большие материальные выгоды: теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административнообщинная знать создает право. С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства.

В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы, недалеко от Вавилона, обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи свода законов царя Вавилона Хамму-рапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности индивидуальным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство и появление частной собственности. Деление общества на богатых и бедных неизбежно усилило конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы оказались не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе.

Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.

Пути формирования права

Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.д. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.

На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанность, но не возможность.

Однако подчеркнем, что влияние норм морали и религии в различных странах Востока не было одинаковым. Так, источниками древнеиндийского и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами Законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом обучать священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно Законам Ману, бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. священном писании.

В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философско-этических учениях. Например, в конфуцианстве — учении, разработанном Конфуцием (ок. 551—479 до н.э.), — утверждалось, что, следуя таким ценностям, как «взаимность» (взаимная забота друг о друге), «золотая середина» (умеренность во всем, сдержанность), «человеколюбие» («кто искренне стремится любить людей, тот не совершит зла»), человек найдет правильный путь («дао») и будет жить в согласии с собой и людьми. Суть нравственного учения Конфуция, которое оказало существенное влияние на право не только Древнего, но и современного Китая, выражена его словами: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Западное право — в значительной мере результат деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо является видимым образом невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на стремление к счастью (вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей). Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.

Может показаться, что с точки зрения отдельной личности идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной. Ведь люди имеют различные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности. Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий Господа, поскольку все люди равны перед ним, имеют общую родословную. Это позволило авторам Декларации независимости США (I776) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав человека. В Декларации независимости говорилось:

Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют

Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в XII в. указал решение данной проблемы. Он считал, что

основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам.

Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло ту меру свободы, которая была обусловлена природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека. Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативно-правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении.

Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому чаю, т.е. такому обычаю, который обеспечен возможностью государственного принуждения, от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское , отстаивавшее интересы частного собственника.

Ключевые слова: Право
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Конституционные суды и международное право
Международное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук;...
Право на коммерческое обозначение
Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций / В. Н. Ивакин. - 3-е изд., испр. и доп...
Понятия страхового права
СТРАХОВЫЕ СПОРЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: Д.А. ШЕВЧУК
Административная правосубъектность
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Реорганизация субъектов предпринимательского права
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Правообразование. Объективное и субъективное в праве
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Аудиторское заключение
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Оставить комментарий