Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания — философские, теологические, исторические, психологические и др. — накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Религиоведение изучает закономерности возникновения, изменения, развития и функционирования религии, ее качественные, сущностные характеристики, строение и различные компоненты (с учетом особенностей различных религий), многообразные феномены, как они представали в истории общества (синхронно и диахронно), взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. В религиоведении выделяют ряд разделов, основными из которых являются философия, социология, психология, феноменология, антропология, история религии.
Философия религии разрабатывает наиболее общие понятия и концепции объекта. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVII—XIX вв. благодаря трудам нидерландского философа Б. Спинозы (1632—1677), английского философа Д. Юма (1711 — 1776), французского философа П. А. Гольбаха (1723—1789), немецкого философа И. Канта (1724—1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768—1834), немецких философов И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Шеллинга (1775— 1854), Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), Л. А. Фейербаха (1804-1872), К. Маркса (1818—1883), Ф. Энгельса (1820—1895), Э. Гартмана (1842—1906), голландского теолога и историка религии К. П. Тиле (1830—1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813— 1855), русского философа В. С. Соловьева (1856—1900) и др.
В XX и XXI вв. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции данного объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма, постмодернизма и т.д.
В качестве проблемных областей философии религии выделяют следующие:
- выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии, философия философии религии);
- разработка методологии религиоведения, раскрытие особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);
- анализ различных (многообразных) вариантов понимания сущности религии, осмысление сущностных характеристик религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;
- раскрытие онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д., анализ познавательных возможностей формирования религиозного сознания;
- изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);
- исследование религиозного мировоззрения, его разных типов и видов, его элементов и структуры (религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений);
- раскрытие черт религиозного сознания и анализ его обыденного и концептуального (теологии в авраамических религиях и доктринальных комплексов в других религиях) уровней;
- изучение языка религии;
- выявление содержания и специфики религиозной философии — религиозных метафизики, онтологии, эпистомологии, историософии, антропологии, этики и т.д., анализ различных направлений религиозной философии.
Философия религии интегрирует разноаспектные и разноуровневые религиоведческие знания в систему, выполняет мировоззренческую и методологическую функции.
Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов XVII—XVIII вв. — Т. Гоббса (1588—1679), Г. Болингброка (1678—1754), французских философов и представителей общественно-политической мысли XVIII в. - Ш. Л. Монтескье (1689-1755), Ж. Ж. Руссо (1712— 1779), К. А. Гельвеция (1715—1771), в особенности — философов, историков и первых социологов XIX в. — американского историка и этнографа Л. Г. Моргана (1818—1881), французского философа и социолога О. Конта (1797—1858), английского философа и социолога Г. Спенсера (1820—1903), а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864—1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858—1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918), немецкий теолог и философ Э. Трёльч (1865—1923).
Социология религии подразделяется на ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории, эмпирически-дескриптивное направление.
Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят:
- фундаментальные положения, раскрывающие общественносущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов;
- знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;
- совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и пр.;
- методика конкретно-социологических исследований в области религии.
Психология религии в качестве научной дисциплины складывается в конце XIX — начале XX вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832—1920), американский психолог С. Холл (1844—1924), американский психолог и философ У. Джеймс (1842—1910), немецкий философ В. Дильтей (1833—1911), американский психолог Дж. Леуба (1868—1946), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857—1939), французский психолог Т. Рибо (1839—1916), американский психолог Э. Старбек (1866—1947), французский психолог Т. Флурнуа (1854-1920) и др.
В психологии религии реализуется как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.
Психологическую теорию религии образуют:
- учение о психологических основах религии;
- совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;
- изучение многообразия религиозно-психологического опыта;
- анализ психологических аспектов религиозных деятельности и отношений — культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения и т.д.;
- методика психологических исследований религиозности.
Психологические процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, стратам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам. Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальт-психология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.
Феноменология религии складывается в XX в. Значительный вклад в разработку феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П. Д. Шантепи де ля Соссе (1848—1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869—1937), голландский теолог и религиовед Г. ван дер Леув (1890—1950), немецкий философ и социолог М. Шелер (1874—1928), немецкий философ и теолог
ф. Хайлер (1892—1967), голландский историк религии К. Ю. Бле-екер (1898—1983), англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде (1907—1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля (1859—1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889—1976).
В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере саморефлексировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. И все же центральные узлы предметного поля постепенно высвечивались. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметных задачах феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы, практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. В феноменологии религии сложились две традиции — дескриптивная и интерпретивная.
Антропология религии формировалась начиная с XIX в. на стыке с народоведением — с этнографией и этнологией, с фольклористикой; она развивалась и развивается в связи с социальной (культурной) антропологией, во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами — историей, социологией, психологией, феноменологией религии.
В становление и развитие антропологии религии внесли вклад английские историки, этнологи, антропологи Э. Тайлор (1832— 1917), Э. Лэнг (1844-1912), Дж. Фрэзер (1854-1941), Р. Ма-ретт (1866—1943), Б. Малиновский (поляк по происхождению; 1884—1942), американский антрополог Ф. Боас (1858—1939), Французский исследователь первобытного мышления Л. Леви-Брюль (1897—1939), французский представитель структурной антропологии К. Леви-Строс (1908—2009), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт (1868—1936), отечественные этнологи и антропологи Л. Я. Штернберг (1861 — 1927), В. Г. Богораз (1865-1936) и др.
Предпосылки становления антропологии религии были созданы в XVIII—XIX вв. Шло накопление этнографических данных, был собран обширный материал о быте и верованиях древних индийцев, персов, германцев, римлян, африканских и американских племен. Уже в XVIII в. предложены сравнительные описания различных религий. В дальнейшем развитие антропологии религии шло как в связи с полевыми исследованиями, так и по линии обобщения данных этих исследований и разработки теории.
Изначально усилия антропологов религии были направлены на изучение религии в культуре традиционных обществ. В дальнейшем происходил поворот и к рассмотрению религии в определенных пластах культуры в условиях индустриального и постиндустриального общества. В различные периоды истории в разных школах антропологии религии в качестве методологии выступали эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и др. В антропологии религии выделяется ряд предметных областей:
- антропологические теории мифа;
- антропологические теории ритуала;
- изучение народной религиозности;
- когнитивные исследования;
- отологический и социобиологический подходы к изучению религий;
- изучение измененных состояний сознания и др.
История религии как научная дисциплина наследовала результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Особенно важное значение для становления и развития этой научной дисциплины имели исследования, проводившиеся начиная с Нового времени. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709—1777), французского ученого и философа Ш. Ф. Дюпюи (1742—1809). В XIX в. в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки, представители так называемой тюбингенской школы в теологии Ф. К. Баур (1792—1860) и Д. Ф. Штраус (1808—1874). С XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей — это швейцарский историк и правовед И. Бахофен (1815—1887), французский историк Ф. де Куланж (1830—1889), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж. Э. Ренан (1823—1892), английский историк, востоковед С. У. Робертсон (1846—1894), немецкий историк и философ А. Древе (1865—1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт (1868—1954), американский историк Ф. М. Кросс (1868—1964), российские исследователи — востоковед Ф. И. Щербатской (1866—1942), историки В. В. Бартольд (1862—1930), А. Б. Ранович (1885—1948), Р. Ю. Виппер (1859—1954), историк, этнограф С. А. Токарев (1899—1985), богослов и историк А. В. Карташов (1875—1960) и многие другие.
История религии изучает происхождение религии, ранние формы верований и культа, обрисовывает движущийся во времени и сосуществующий в пространстве мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий; специальные области образуют археологическое и этнографическое изучение религии.
Исследования в истории религии разнохарактерны. Они могут выступать в виде описания религиозных явлений, воспроизводящего их нарратива без целенаправленного раскрытия выражения в них закономерностей развития общества, групп, индивидов, без высвечивания в этих явлениях сущностных констант религии — это дескриптивное исследование в истории религии. Исследования могут представать и в виде воспроизведения феноменов религии с учетом выражения в них закономерностей развития общества, групп, индивидов, проявления сущностных констант религии. Этот вид исследований можно условно назвать компаративно-рефлексирующим. Плодотворно рассмотрение религии в контексте развития экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных и иных отношений, в контексте истории культуры в целом.
Подчеркнем, что разделы внутри религиоведения находятся, так сказать, «у себя», имеют один объект, и знания разных разделов интегрируются в систему знаний о данном объекте. Это повышает эффективность и научных исследований в области религии, и религиоведческого образования. Конечно, религия может рассматриваться и рассматривается в различных разделах философии, социологии, психологии, истории и других наук, но в них это изучение имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга.
Среди учений о религии одни относятся к религиозным (конфессиональным), другие — к нерелигиозным (неконфессиональным). К религиозным относятся направления, представленные исследователями, которые стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается «изнутри», ее изучение непосредственно связано с религиозными потребностями. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии «извне», стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было религии или конфессии.