Политика и ее виды

Термин «политика» (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) понимается весьма неоднозначно. Для Платона политика — это искусство жить вместе. Согласно О. Шпенглеру, «политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика». По К. Марксу, «фокусом всей политики является отношение классов к государственной власти». В. И. Ленин считал, что «политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». А М. Вебер отмечал: «Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Классики современной политологии Х. Д. Лассуэлл, А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием власти и объемом власти».

Встречаются и другие формулировки, а именно:

  • деятельность, направленная на достижение гражданского согласия в обществе исключительно мирными, ненасильственными средствами;
  • наука о целях государства и наилучших средствах их достижения;
  • искусство достижения возможного;
  • стремление к власти, борьба за власть и ее удержание;
  • наука государственного управления;
  • отношения между классами по поводу власти;
  • отношения между социальными группами, классами, государствами, главным образом по поводу власти;
  • участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций.

Резюмируя все вышесказанное, можно вывести обобщающую дефиницию. Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

В современном обществе вряд ли что укрылось от всепроникающего — прямого или косвенного — контроля публичной власти в лице государства. А потому все отношения в той или иной мере — одни в большей, другие в меньшей — пронизаны политичностью. Сферы и институты общества различаются лишь разной степенью приобщения к политике, и не больше. Даже в культуре, образовании и религии, которые, казалось бы, дальше всего стоят от политики, чувствуется ее горячее дыхание. Другое дело — мера «политичности» является разной. Наиболее выражена она в области законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти, а также в деятельности политических партий, общественно-политических движений, борющихся за власть. В этих структурах политические аспекты приобретают определяющее значение и могут рассматриваться как собственное политическое.

При всей многозначности понятия «политика» оно все же отражает, по мнению авторов коллективного учебника, особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Некоторые политологи в последние годы рассматривают политику как многомерную структуру:

  • институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиции;
  • нормативное, содержательное измерение, указывающее на цели, задачи и предметы политики;
  • процессуальное измерение, направленное на передачу интересов с помощью конфликта и консенсуса.

Не все в обществе обретает политический характер, но почти все может иметь политическое значение.

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. При реализации власти мирным путем государство, как и другие субъекты политики, в частности отдельные граждане и партии, используют только политические, т. е. мирные, методы борьбы, конкуренции, взаимодействия.

Политические методы — это средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения интересов различных классов, социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную.

Экономическая политика:

  1. способность и возможность эффективно выполнять обязательства, взятые на себя участниками хозяйственных отношений;
  2. совокупность научно подготовленных (а на практике часто интуитивных, скороспелых, неразумных) мер, с помощью которых государство осуществляет регулирование экономической деятельности отраслей промышленности, сельского хозяйства, государственных и частных предприятий, банков и т. п.

К методам экономической политики относят централизованное планирование, регулирование заработной платы и ценообразование, налогообложение, деятельность центрального банка страны, эмиссию денег, внешнее кредитование и валютные инъекции, политику в области капитальных инвестиций, создание благоприятной законодательной и исполнительной базы для развития бизнес-среды и др.

Экономическая политика — совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством, по управлению экономикой. Посредством осуществления экономической политики оказывается воздействие на экономическое развитие страны. Социальное содержание экономической политики, а также ее цель и средства достижения цели предопределяются характером способа производства, производственных отношений. Генезис экономической политики относится к периоду появления классов и возникновения государства. Экономическая политика является концентрированным выражением экономики. Она обладает собственной структурой. В частности, в ее составе выделяются экономическая стратегия и экономическая тактика. Она включает в себя структурную, инвестиционную, финансовую, кредитную, налоговую, аграрную, научно-техническую, демографическую политику, политику цен, доходов, природопользования и др. Важнейшей составной частью экономической политики является внешнеэкономическая политика.

В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов ратуют за полную независимость экономики от политики, государства, считая такой подход непременным условием возрождения России. Другие полагают, что только укрепление роли государства способно возродить экономику страны. Известно, что экономика оптимально функционирует при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Такие условия должна создать политическими методами прежде всего государственная власть. Именно она призвана обеспечить социальный мир, пресекать деятельность преступных групп и мафиозных кланов, фашиствующих, анархиствующих и националистических организаций. Политическое вмешательство в экономику оправдано также и в том случае, если оно создает благоприятные условия для научно-технического и технологического прогресса, ведет к росту производительности общественного труда и облегчает труд работников производства. Однако, как свидетельствует исторический опыт нашей страны, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие исключительно отрицательное влияние. Достаточно вспомнить такие экономические потрясения, как коллективизация, планы переброски вод северных рек, мелиорация и многое другое.

Социальная политика:

  1. система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу;
  2. составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку, социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере — забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения.

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита — совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни, например инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие. Последние называются социально незащищенными слоями.

Социальная защита — важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Право на социальную защиту, особое попечение и помощь дают материнство и младенчество. Статья 7 Конституции РФ гласит: в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии.

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты — приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной защиты складывается из двух основные форм — социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финансирования. Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет его доходов при ограниченных дотациях из федерального бюджета.

Социальная помощь ориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимых групп населения — детей, стариков, инвалидов: нацелена на вспомоществование, имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности. В настоящее время федеральные органы и субъекты Федерации предпринимают шаги к тому, чтобы заметно улучшить положение дел в стране. На это направлены и реформы в социальной сфере: совершенствование системы социального страхования, защиты прав и гарантий работников, повышение уровня социальной защищенности и социального обслуживания ветеранов, людей пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения. Предусматривается сформулировать и ввести систему государственных минимальных социальных стандартов, увеличить объем ассигнований, направляемых на социальные нужды, стимулировать привлечение средств на благотворительные цели из внебюджетных источников.

Социальная помощь — одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, пожилым людям, достигшим 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет и не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа: пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот, центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов. Состояние социальной помощи в России остается неудовлетворительным. Помимо общих социально-экономических условий, одна из причин такого положения в том, что многочисленные льготы, компенсации и социальные выплаты, выполняющие функции социальной поддержки, невелики по размерам. Они устанавливаются и выплачиваются без учета доходов и реального благополучия семей, т. е. безадресно. Значительная часть социальных выплат достается обеспеченным группам населения, для которых они не имеют сколько-нибудь существенного экономического смысла, а возможности оказания социальной помощи действительно в ней нуждающимся существенно ограничиваются. Для исправления сложившейся ситуации требуется усилить адресность социальной поддержки на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий. Это позволит обеспечить концентрацию средств на оказании помощи социально уязвимым группам населения, увеличить размеры пособий реально нуждающимся в них семьям и отдельным гражданам.

В ходе реформирования социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федеральном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов РФ. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации. Предусматривается передача полномочий, связанных с упорядочением и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления.

Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьбу с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др. Национальное строительство в демократизирующемся обществе происходит на основе компромисса, когда само полиэтническое государство приобретает большую легитимность. Во многом именно ошибки советских политиков в прошлом породили нынешнюю национальную напряженность. Так, известно, что в Казахстане все националистические партии создавались бывшими работниками аппарата ЦК.

Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом понималась система идей о превосходстве своей нации, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями (эксклюзивизм). Тогда как в мировой литературе, обобщавшей опыт национальных движений, в 70-е гг. стало закрепляться иное понимание. В английской традиции термин «национализм» используется в нейтральном смысле и не содержит оттенка как одобрения, так и неодобрения. Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические единицы совпали. В соответствии с новой доктриной люди для достижения свободы и самореализации должны самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном мнении. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защищающую язык, культуру и самобытность национальных общностей. Одним из центральных в национальной политике российского государства сегодня является вопрос о соотношении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для российского государства: оно способно расколоться по национальным границам. Результаты опросов дают возможность представить, насколько конкретные варианты национализма разделяются массовым общественным мнением. Идея сецессии, включающая готовность идти на жертвы ради самостоятельности, вплоть до использования насильственных методов, поддерживается очень узким кругом людей (не более 1—2%). Идею суверенитета с правом выхода из состава РФ разделяют от 27 до 38% представителей титульных этносов. В наибольшей мере ее отстаивают татары и осетины, а в наименьшей — тувинцы и саха.

Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах — от устремлений, осуществляемых парламентским путем, до агрессивных насильственных действий. По мнению специалистов национализм еще длительное время будет подпитываться обидами за былое — сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории, стереотип «наказанных» народов. На национальных окраинах ответственность за политическое прошлое народа часто перекладывают на местных русских. Именно на них проецируется ответственность за «имперскую политику федеральных властей». В республиках, переживших межнациональные столкновения, психологические последствия этого особенно заметны. К примеру, в Северной Осетии 70% и осетин, и русских оценивают национальные отношения как напряженные.

Национализм может питаться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Наконец, национализм в известной степени является реакцией на необъективное освещение положения в республиках средствами массовой информации, на обвинения в агрессивных националистических поползновениях. Этим нередко пользуются политические лидеры в попытках мобилизовать вокруг себя этническое большинство.

Помимо этих, считающихся главными, разновидностей политики, в литературе и обыденном языке используются и другие термины, обозначающие типы политики. К ним относятся, в частности, миграционная политика, научно-техническая политика, оборонная политика, экологическая политика, налоговая политика, международная политика, семейная политика, бюджетная политика, культурная политика, политика в сфере образования, политика в области театра, кино, печати, средств массовой информации, стратегическая политика, текущая политика и т. д. Их анализ мы опускаем, поскольку он уведет далеко от главной темы.

Таким образом, политика оказывает влияние на все стороны общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой и социально-демографической структуры общества. В России, в некоторых других странах бывшего СССР предпринимаются меры, направленные на приоритетное развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательство, посреднических структур. Предполагается, что это приведет к появлению новых социальных общностей, сокращению люмпенских социальных слоев и укреплению социальной базы реформ. Существенно воздействует политика на миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство.

Культурная политика — совокупность практических мероприятий, проводимых государством с целью усовершенствовать культурное пространство и время жизнедеятельности населения. Так, сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени направлено на то, чтобы люди имели больше времени читать книги и газеты, посещать театры и кинотеатры, галереи и выставочные залы, путешествовать. Строительство новых культурных объектов — музеев, залов, парков, выставочных и концертных залов — совершенствует пространственную среду обитания и организации культурного досуга.

Культурная политика обязательно несет на себе отпечаток идеологии того общества, в котором она осуществляется. В советском обществе исповедовался плановый подход к развитию культуры, который был призван обеспечить хотя бы минимум культурных благ максимально возможному числу людей при среднем качестве. Культурная политика имеет как бы два пласта:

  1. совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей;
  2. совокупность практических мероприятий, которые могут сильно отличаться от провозглашаемых целей.

Оба пласта культурной политики существуют в любом обществе, которое хоть как-то занимается регулированием культурной жизни страны. Первый, декларативный пласт культурной политики включает философские принципы и идеологические лозунги типа необходимости всестороннего развития личности, сохранения культурной самобытности страны, развития национального языка, равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп и народов. Второй, практический пласт культурной политики содержит только те шаги и действия, которые реализуются практически. Между намерениями и реальными шагами может существовать значительное расхождение. Иногда лишь 30—40% из задуманного или пропагандируемого воплощается в жизнь. Так происходит в большинстве стран.

Примером расхождения двух пластов культурной политики может служить советское общество. Хотя ленинская политика провозглашала равенство всех наций в культурном пространстве, в действительности во всех республиках государственным являлся русский язык, в руководстве ключевую роль играли русские кадры. Следствием фактического неравенства явилось ущемление прав коренной национальности, забвение ее культурного наследия, что привело к попытке восстановить свое культурное наследие и отделиться от СССР.

Хотя официально в советском обществе провозглашалось отделение церкви от государства и юридическое невмешательство второго в дела первой, верующие преследовались, а церкви и монастыри разрушались. В научной области советское правительство в целом придерживалось правильной линии на всемерное развитие фундаментальной и прикладной науки. Однако на практике науки военно-промышленного комплекса финансировались и оплачивались гораздо лучше, а культура и гуманитарные науки финансировались по остаточному принципу (что останется после финансирования промышленности, сельского хозяйства и обороны). Хотя с трибуны провозглашалось стремление к миру во всем мире, расширению международного сотрудничества, на практике поездки ученых за рубеж были сильно ограничены. Вместо ученых часто попадали чиновники от науки и партаппарата. Хотя провозглашался принцип продвижения в науке соответственно способностям, профессиональным знаниям и трудовому вкладу, фактически повышение в должности осуществлялось по принципам партийности и идеологической надежности. В результате научными институтами руководили чиновники, а не ученые, что тормозило развитие советской науки. Хотя на словах провозглашалось уважение к русской культуре, долгое время чисто русские писатели и поэты либо искоренялись из школьных программ, телевидения и массового сознания, например Достоевский и Есенин, Булгаков и Замятин, либо искажались их взгляды и творчество (как это случилось с Пушкиным, Маяковским и другими). Дореволюционное искусство предавалось забвению, из него искоренялся «дух самодержавия и религиозности», которые являлись, кстати сказать, стержнем русской культуры. Методом культурной политики выступают пропаганда и агитация, социальная реклама, культурное строительство.

Ключевые слова: Политика
Источник: Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Материалы по теме
Особенности политического развития
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Политическая стабильность
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Региональная политика США
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во...
Утопический социализм XIX в. Анри де Сен-Симон
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические партии и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Неэтичные формы политического PR
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Понятие и признаки политической партии
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Оставить комментарий