Особенности психологической помощи при утрате

Помощь человеку, понесшему трату, в большинстве случаев не предполагает профессионального вмешательства. Достаточно оказывается информировать близких о том, как вести себя с ним. Для горюющего самым важным является возможность разделить свое горе с Другим, пережить его вместе. Однако не все люди способны изначально не только делиться своими переживаниями, но и позволять себе сильные чувства. Все эти особенности усложняют горевание. Вместе с тем, существует большое количество правил (в том числе и культуральных) о том, как надо и не надо горевать. С одной стороны эти правила позволяют человеку разделять свое состояние с другими (например, собирая друзей на 3,7, 40 дни после смерти), с другой стороны могут и затруднять процесс горевания («не плачь, а то покойник в воде окажется»).

При утрате одним из первых возникает вопрос о том, как сообщить человеку о его утрате. Этот вопрос чаще всего возникает, когда нужно сказать ребенку о смерти родителя или наоборот. В этих ситуациях довольно часто возникает сокрытие информации, ребенку врут («мама уехала»). Очевидно, что взрослые в этой ситуации сами испытывают сильный страх смерти и опасаются своих собственных реакций рядом с ребенком, хотя и объясняют ложь тем, что опасаются за ребенка. Важно понимать, что горе является естественным процессом и его важно переживать, давая место возникающим чувствам, разделяя эти чувства с другими.

Сообщая ребенку о смерти родителя важно сказать ему о том, что это очень печальная новость, что другие взрослые переживают вместе с ним. Важно подсказать ему, что нужно поплакать и попрощаться, можно подойти к телу, важно вспоминать то хорошее, что было между ними и это хорошее будет всегда с ним. Важно понять детские чувства оставленности и брошенности умершим родителем, не осуждать его гнев и обиду. Важно ответить на вопросы ребенка на его уровне понимания. Так же важно объяснить ребенку, как в связи с этой смертью изменится его жизнь, возможно он переедет, кто теперь будет заботиться о нем, где будут находится его вещи и так далее. Нужно включать ребенка в семейные ритуалы, брать с собой на кладбище, давая ему возможность «обратиться к родителю». Все это позволяет ребенку постепенно принять тяжелую реальность и создавать новые связи в мире.

Консультирование клиентов, обратившихся с переживанием горя, это в первую очередь создание такого пространства, где они могут быть услышаны и их чувства могут быть выражены. Активное слушание, готовность принять и облегчить чувства клиента являются неотъемлемыми и самыми важными моментами на всех этапах работы с горем. Собеседник может неоднократно обращаться к одним и тем же моментам, деталям утраты. Все это требует от консультанта терпения и эмпатии.

М. Мамардащвили пишет: «Нельзя жить, если жизнь не освещена тем особым напряжением, что сопутствует переживанию смерти, которая как таковая не может быть эмпирически переживаемым состоянием человека».

Поэтому целью работы с клиентом, переживающим горе, является превращение острого горя в это «обостренное чувство сознания».

Психологическая помощь на стадии шока. Не оставлять человека в изоляции, дать почувствовать ему свое присутствие, возможно через прикосновение или пожатие руки. При этом важно помнить, что в разных культурах придается разное значение телесному контакту, в некоторых культурах он недопустим.

Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, о причине его смерти и чувствах в связи с произошедшим. Спрашивать, интересоваться фактами его биографии, рассматривать вместе фотографии. В случае необычной смерти (например, насильственная смерть или суицид) возможность такой беседы осложняется чувствами стыда, реальные обстоятельства могут превращаться в секрет семьи. Поддержание этого секрета блокирует процесс горевания. С одной стороны нельзя торопить клиента и провоцировать его говорить «правду», с другой очень важно быть открытым и не осуждающим. При обнаружении секрета важно обсуждать малейшие детали и чувства, которые они вызывают у клиента. В моменты замирания, приостановки дыхания можно предложить клиенту лучше опереться на стул, глубже вдохнуть. Процесс дыхания очень важен, поскольку ритмичное и глубокое диафрагмальное дыхание способствует более полному и поддержанному переживанию сильных чувств. Необходимо дать возможность плакать, не торопясь утешать («все будет хорошо»). Важно быть рядом с клиентом в той точке переживания, где находится он сам.

Помощь на стадии восстановления. Несмотря на картину общего улучшения психического состояния клиентов на этом этапе, им может быть необходима профессиональная помощь, поскольку довольно часто большая часть переживаний как бы откладывается, оставляется, горе остается незавершенным. Повседневная жизнь предъявляет высокие требования к каждому человеку: ему приходится работать, заботиться о других. Часто можно встретить такие высказывания «мне некогда горевать», «не хочу снова плакать, если начну, то не остановлюсь» и так далее. Все это приводит к незавершенности переживания, которое может обостриться внезапно, несмотря на количество лет, прошедших с момента утраты. Важно выявить особенность переживания/непереживания горя данным человеком, обнаружить в какой момент и на каком этапе процесс горевания был остановлен. Это и будет основным проводником в работе с клиентом. В работе могут использоваться техники гештальт терапии, такие как «разговор с пустым стулом», «монолог», арттехники.

На отдаленных этапах работы с утратой могут снова возникать сильные чувства боли и отчаяния. Они могут быть связаны с тем, что воспоминания о близком постепенно стираются из памяти, становятся более бледными, и это может пугать клиентов: «я больше не могу отчетливо представить его лица, я начала его забывать». Эти признаки указывают на то, что процесс горевания постепенно завершается. На этом этапе можно предложить клиенту писать письма, обращаясь к умершему, например, писать письма каждый день о том, как был прожит этот день. Предлагая это, мы поддерживаем у клиента способность интегрировать прошлое, настоящее и даем некоторое пространство будущему. Возможно, что в один из дней клиент скажет «я забыл вчера написать письмо» и это говорит о возвращении его интереса к реальной жизни.

Важно помнить, что на любом этапе работы с клиентом не следует: останавливать его, когда он плачет, не следует дискутировать с клиентом, чувствующим озлобленность, и корректировать ее, а важно дать ей проявиться, не следует быстро утешать и обещать быстрых изменений. В любом случае, при профессиональной поддержке и без нее, работа горя требует длительного времени.

Ключевые слова: Психокоррекция
Источник: Попова Р.Р., Психологическая помощь
Материалы по теме
Принципы, цели и задачи психокоррекции
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Психологическая помощь: виды, этапы, особенности
Полин А.В., Медицинская психология
Методологические и теоретические основы психологической коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Что такое коррекционное воспитание
Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии
Цель, задачи и виды психологической коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Виды психологической помощи
Сорокин В.М., Практикум по специальной психологии
Оставить комментарий